среда, 9 марта 2011 г.

СвободнаяПресса | Лукашенко ввел табу на «папу» Чебурашки…

Приходится продолжать тему странного списка “деятелей культуры”, о которых нельзя писать в госпрессе и присутствие которых на государственных концертных площадках нежелательно (возможная гастрольная “судьба” внесённого в списки “Ляписа Трубецкого” на сайте “Еврорадио” заявлена просто – “Концерт "Ляписов" под угрозой срыва, а песни группы пропали из радиоэфира). Несмотря на то, что “БелГазетой” авторство соответствующих гос. органов было поставлено под сомнение, а в качестве авторов, предположительно, были заявлены лица, близкие к руководству “Свободного театра”, в данном случае нам интересно не это. В данном случае нам интересна реакция фигурантов этого “списка”, а также реакция, скажем так, мировой общественности Подмигивающая рожица.

Вот на российском портале “СвободнаяПресса” 4 марта появился материал – ЛУКАШЕНКО ВВЁЛ ТАБУ НА “ПАПУ” ЧЕБУРАШКИ, “ТАРАКАНОВ” И ШЕВЧУКА  с красноречивым подзаголовком: “Бывший председатель колхоза очень нервно реагирует на обвинения в свой адрес со стороны деятелей культуры”, сопровождаемый “недобрым” взглядом самого белорусского президента (см. фото). Очень скоро материал появился и на старейшем российском коллективном блоге NoNaMe в виде анонимного “поста”.
image
В белорусском сегменте Интернета появились интересные документы: оказывается, Минкульт этой страны запрещает демонстрировать творчество музыкантов, актеров, писателей и режиссеров, которые когда-то были замечены в нелояльном отношении к Александру Лукашенко…
Естественно, запрет носит неофициальный характер, и в Минкульте наличие подобного запретительного списка не подтверждают. Но музыкальный журналист Дмитрий Безкоровайный говорит, что фотокопия этого документа сделана его знакомым на одной из радиостанций…
Белоруссия вообще славится наличием множества подобных списков. Тот же «Сплин» дважды вызывал недовольство местных властей. В 2001 году Александр Лукашенко лично запретил песню «Феллини» за пропаганду нездорового образа жизни, а три года спустя после выхода альбома «Реверсивная хроника событий» группе был на два года запрещен въезд в Белоруссию за строчки «Прежде обдумаем все хорошенько / В Белоруссии бесится злой Лукашенко» из песни «Урок географии».
Год назад в Белоруссии едва было не запретили концерт Rammstein. Местным чиновникам показалось, что группа пропагандирует гомосексуальные связи и терроризм. Скандал вышел на международный уровень, и в последнюю очередь концерт разрешили. Эксперты тогда в один голос говорили, что запрет сняли только потому, что организатором мероприятия было не частное лицо, а само государство — Дворец Республики.
На новый скандал Мининформ Белоруссии уже отреагировал. Министр информации Олег Пролесковский назвал сообщения о «черном списке» деятелей культуры «бессовестной провокацией». «Некоторым деятелям культуры, чьи фамилии находятся в так называемом списке, о существовании которого сообщили оппозиционные интернет-ресурсы, я раньше оказывал поддержку как государственный чиновник», — отметил он.
Меж тем, каждый в Белоруссии знает, что здесь уже давно нет концертов N.R.M. или Neuro Dubel — потому что их солисты известны своей гражданской позицией. Против нового списка уже высказали протест многие деятели культуры. Так, известный драматург Андрей Курейчик уже заявил о выходе из Республиканского общественного совета по делам культуры и искусства при Совете министров. «Политика черных списков в отношении людей искусства в XXI веке — обескураживает, — подчеркнул он. — Дикость и варварство, к сожалению, не оставили эту страну».
Лидер группы Neuro Dubel Александр Куллинкович – в «черных» списках с 2004 года. Выступает он только на концертах, где тусуется оппозиционно настроенная молодежь. Случается это редко. В основном, ему и другим запрещенным белорусским коллективам приходится гастролировать по Европе, Литве, Украине и другим сопредельным государствам. Поэтому новые списки на музыканта влияют сейчас слабо. «Ничего не изменится в моей жизни. И я уверен, что в жизни остальных групп – тоже, так как в эту туалетную бумагу формата А4 внесены те, кого и так нигде не упоминали. И вообще, рок-музыка всегда была под запретом в нашей стране. Рок-музыка – это свобода, свобода говорить про любовь к пиву или про любовь к деревьям – все равно. А свободу у нас не любят и, как результат, рок-музыка запрещена в нашей стране», - говорит он. «Мне на самом деле ни жарко, ни холодно от этого и плевать я хотел из открытого окна на все это», - резюмирует музыкант.
Лидер ДДТ Юрий Шевчук признался РИА «Новости», что относится к этой «невменяемой» ситуации с юмором: «А как к этому еще можно относиться?..Я хочу сказать, что очень люблю Белоруссию, и всегда там проходили очень хорошие, теплые, человечьи концерты», — отметил он, выразив надежду, что когда-нибудь «жизнь возьмет свое».
Виктор Ерофеев была куда более резок в высказываниях. «С одной стороны, меня оно удивило, так как к Белоруссии я отношусь прекрасно и ничего не делал, чтобы такое решение было принято. С другой стороны, я никогда не скрывал своего отношения к режиму Лукашенко. Но когда политический режим создает «черные списки» деятелей культуры — это значит, он в агонии», — заявил писатель.
Лидер панк-рок группы «Тараканы» Дмитрий «Сид» Спирин жалеет о решении белорусских властей: «С одной стороны, на 20-м году карьеры быть запрещенными хоть где-нибудь для панк-группы — честь. С другой, в честь 20-летия группы у нас на апрель планировался большой белорусский тур, который должен был включать не только Минск, но и много других городов. И теперь непонятно, сложится этот тур или нет».
Не обошёл эту тему и музыкальный критик Артемий Троицкий, когда-то частый гость города Минска, заявивший, что “эти "черные" списки – как мертвому припарки”. Как сообщает “Белорусский партизан”, часть своего интервью радиостанции “Эхо Москвы” он посвятил тому, что комментировал информацию о возвращении в Беларуси списков запрещенных музыкантов и актеров.
“Акт этот и трусливый, и антидемократический, и прочее, и прочее, далее по списку. Но я хотел бы сказать несколько вещей. Значит, вещь первая, что все эти меры – это как мертвому припарки. То есть они не действовали даже в старом Советском Союзе. А сейчас, во времена интернета это просто смешно. То есть абсолютно такая, беспомощная какая-то декларативная такая чудаковатая акция. Это пункт №1. Пункт №2 заключается в том, что в России, на самом деле, происходит примерно то же самое. Просто в Беларуси – там все делается в открытую и выходят какие-то постановления и публикуются черные списки, и прочее. А у нас же, естественно, у нас же страна, типа, демократическая и, как бы, цензуры нет и все такое прочее, поэтому у нас происходит все точно то же самое, только подспудно, что, на мой взгляд, только подлее, а ничуть не лучше, чем в Беларуси”, - сказал Троицкий в интервью "Эхо Москвы".

Комментариев нет: