четверг, 13 января 2011 г.

“Железом по стеклу” | А был ли мальчик?

… впервые об этой странной истории в собственном изложении рассказал Александр Лукашенко на своей пресс-конференции 20 декабря, пишет “Комсомольская правда в Белоруссии”:

«Первый звонок поступил от матери на номер «102», что спасите ребенка. Ребенок ушел из дома, взял термос, в термосе взрывчатка… Буквально через некоторое время мы нашли этого парня. Никакой взрывчатки в термосе не было. А мать говорит: спасибо, что нашли его, я таким образом пыталась защитить своего ребенка, чтобы он не попал в эту толпу…»

Вечером в воскресенье про эту историю узнала вся страна. Столичному школьнику Глебу был посвящён достаточно объёмный фрагмент фильма "Площадь. Железом по стеклу", вышедшего на на “Первом” и посвященного событиям 19 декабря. В нем и прозвучала аудиозапись, в которой мать школьника Елена Михайловна звонит в милицию, называет свою фамилию, точный домашний адрес и говорит, что сын собрался идти на площадь и просит его остановить.

«У меня ребенок 16 лет со своим одноклассником пошли на митинг, обвязавшись какими-то взрывпакетами… Ему 16 лет, он поддался этой акции и убежал от меня… Я сейчас на улице, выбежала за ним… Он обвязался… со своим одноклассником, который проживает Кунцевщина, 42… Какие-то взрывчатки в термосе и убежали туда… Я не знаю, куда мне идти, я очень расстроена».

На первый взгляд, ситуация действительно катастрофическая, продолжает тему интернет-газета NAVINY.BY. Со слов, прозвучавших в телефильме, выходит, что ее сын и его одноклассник в самые настоящие шахиды «записались» и до трагедии остаются считанные минуты. Но как эта история началась и чем завершилась, авторы фильма, указавшие, что женщина в милицию позвонила в 19.20, почему-то не рассказали. Как и не рассказали про то, что взрывчатку у подростка так и не нашли.

Сам Глеб так прокомментировал эту ситуацию журналистам “Комсомолки”:

“Мы с друзьями случайно оказались 19 декабря возле универсама «Центральный», - рассказал «Комсомолке» Глеб, ученик 11-го класса одной из столичных школ. - Около 19.00 нас остановили милиционеры, осмотрели и сказали ехать домой. Мы знали, что в 20.00 начнется акция, и собирались уйти. Но тут подъехала машина, нас задержали, доставили в РУВД. Потом повезли домой, в квартире провели обыск, ничего не нашли и нас оставили. Никаких протоколов не составлялось. И тут выходит этот фильм. Все одноклассники его смотрели, обсуждали, мне директору пришлось объяснять, как все произошло. Я теперь переживаю, что этот фильм помешает мне поступить в вуз”

А вот версия главного героя этого сюжета, одиннадцатиклассника одной из столичных школ, изложенная в телефонном интервью интернет-газете NAVINY.BY:

“Со своим другом 19 декабря я совершенно случайно оказался в районе Октябрьской площади, у нас там были дела. Мы знали, что в 20.00 начнется акция, поэтому к этому времени собирались уже быть дома. Примерно, в 19.10-19.20 возле универсама «Центральный» нас остановили люди в гражданской одежде. Нам показалось, что это были сотрудники КГБ. Они нас осмотрели, но при мне были только ключи и мобильный телефон. Нам сказали ехать домой, но тут подъехала машина, нас в нее посадили и отвезли во Фрунзенское РУВД, опять обыскали. Там с нами побеседовали, задавали разные вопросы, а потом повезли домой. В наших квартирах устроили обыски, но ничего не нашли.

— Глеб, но твоя мама сообщала о том, что у тебя была с собой взрывчатка?

— Мы не собирались принимать участие в акции, при нас ничего такого не было и не могло быть. Мама не знала номер телефона нашего участкового и просто хотела, чтобы ему сообщили про меня, и он меня нашел. Мама не могла ничего сказать про взрывчатку, я думаю, эта запись была смонтирована…”

Ситуацию с нестыковками по времени и о «поясах шахидов» могла бы прояснить сама Елена Владимировна. Но, со слов Глеба, его мама общаться с журналистами не будет. Благодаря фильму эту семью уже «ославили» на всю Беларусь…

Можно, конечно, усомниться в подлинности аудиозаписи, пишут NAVINY.BY, а также предположить о неких имеющихся проблемах в отношениях школьника и его родительницы. Можно допустить, что парень что-то недоговаривает, и что он не случайно оказался в районе Октябрьской площади. Возможно, ему с другом было просто интересно посмотреть на то, что по БТ не показывают.

Понятно, что мальчик умный,  заметим тут мы, и ничего иного рассказать не может: не был, не состоял, не участвовал. Генетическая память, унаследованная от прежних поколений “хомо советикус”.

Что касается реакции правоохранителей, то она вполне понятна и объяснима: чем черт не шутит в наше тревожное время под занавес выборов президента! Но непонятен замысел авторов кино «Плошча», разгласивших конфиденциальную информацию. В фильме называется ФИО мамы Глеба и полный домашний адрес! Это действительно реальные люди и техническая возможность «затереть» их данные имелась. Но сделано это не было, информационная «бомба» взорвалась.

В школе от того, что Глеба вспомнили в фильме «Площадь», просто в шоке.

- Этот мальчик учится хорошо, собирается поступать в мединститут, участвовал в районных олимпиадах по биологии и химии. С ним никогда не было никаких проблем, - говорит директор школы. сам же Глеб рассказывает следующее:

“Я уже стал забывать о событиях того вечера. А после выхода этого фильма у меня начались большие проблемы в школе. Всех моих учителей обязали написать на меня характеристику. Говорят, такую команду дали директору школы из министерства образования. Не знаю, для чего это делается. Еще раз хочу сказать, что в акции оппозиции я не собирался участвовать!”

А вот учителя рассказывают, что мама сильно опекает единственного сына. Может, поэтому и позвонила в милицию.

Журналисты “Комсомолки” позвонили в пресс-службу минской милиции:

- Но почему потом этот звонок транслируют на всю страну? Значит ли это, что человек, который позвонил в 102, потом может увидеть свой адрес в СМИ?

- Мы это не комментируем, – был ответ …

Комментариев нет: