воскресенье, 23 января 2011 г.

АРХИВ | Владимир НЕКЛЯЕВ: Проблема Лукашенко будет решена независимо от выборов

15:00 15.12.2010

Кандидат в президенты Владимир Некляев в интервью "Белорусскому партизану" рассказал, что главная цель Площади – новые президентские выборы без участия Лукашенко, а также раскрыл секреты проведения экзит-полов, и очертил планы на ближайшую перспективу.  Потом это интервью было растиражировано другими новостными порталами, например, NewsBY.org - Новости Беларуси.

- Владимир Прокофьевич, как Вы оцениваете ситуацию в стране за четыре дня до выборов?

- За четыре дня до выборов ситуация в стране совсем неплохая. Мы использовали те возможности, которые под давлением Евросоюза предоставила власть, - эффективно работали во время подписной, агитационной кампании. Как результат – сегодня нас поддерживает Беларусь. Беларусь за Лукашенко не проголосует.

- Похоже, что Площадь остается единственным механизмом борьбы за реальный подсчет голосов… Надежды на честный подсчет голосов уже никакой.

- Беларусь не проголосует, но Лукашенко сам себя назначит путем фальсификаций. Будет назван процент – в пределах 70-75, в этом никто не сомневается. Поэтому остался один инструмент защиты своих голосов – Площадь. Сценарий Площади на встрече кандидатов в президенты согласован. Он не предполагает никаких действий, которые бы вызвали ответные силовые мероприятия власти. Это исключительно мирная Площадь с двумя посылами обществу.
Первое: выборы сфальсифицированы. Второе: требуем новые выборы – без Лукашенко. Требуем новые выборы без Лукашенко – это совершенно мирное требование, и нечего пугать людей бомбами и петардами.

- Кстати, глава президентской администрации Макей заявил, что оппозиция готовит провокации на Площади, и возможно "применение взрывчатых веществ". Похоже, по установившейся традиции власти готовят силовой сценарий закрепления очередной "элегантной победы"?

- Власть никогда не пугалась так, как сейчас. Повсеместно включены механизмы запугивания людей, их принуждать и загоняют на досрочное голосование, препятствуют встречам с демократическими кандидатами, делают все, чтобы срывать эти встречи, как у меня. 13 декабря была попытка сорвать встречу в Витебске не только потому, что зал был совершенно неподготовлен (в зале были сломанные стулья), но еще и потому, что в зале находилось очень большое количество заранее присланных туда людей, которые просто хулиганили, пытались сорвать встречу. Потом они демонстративно ушли. Оказалось, что это – только небольшая часть. Так вот, эта часть – процентов пять от общего числа пришедших на встречу избирателей – и обирается голосовать за Лукашенко.

- То есть, главная цель Площади – добиться новых президентских выборов без участия Лукашенко?

- Да, главная цель Площади – новые выборы без Лукашенко.

- Кстати, на Октябрьской площади уже каток…

- Да, уже заливают каток на Октябрьской площади. Ну что же вы делаете – ведь придут люди! Запугаете – придут не сто тысяч, а двадцать. Так что, на коньках в хоккей будем гонять, любимый вид спорта развивать 19 декабря? Да еще и запугивают: руководитель президентской администрации запугивает людей тем, что оппозиция придет на Площадь с оружием… Чем больше нагнетается страха – тем больше найдется "героев", которые могут этот страх спровоцировать.
Вот сценарий, по которому власть собирается проводить эти выборы: страх, принуждение, тотальная неправда, ложь, фальсификация. Что мы можем противопоставить? Площадь. Почему мы должны прийти на Площадь? Только по двум причинам: сказать "нет" этим фальшивым выборам, и сказать "да" новым выборам – новым выборам без Лукашенко, потому что при нем невозможны никакие выборы. Ну, невозможно при диктатуре провести какие-либо выборы. За Лукашенко напишут 70-75 процентов. Вначале всей "отмороженной оппозиции" отдавались 2,4 процента голосов; когда вы подписались за демократических кандидатов, отдав больше миллиона голосов, чуток подняли эти 2,4% - сейчас у меня 5,4%. 
Понятно, что хочет власть. Но есть мы, люди, которые уже не могут терпеть. Чего мы хотим? У меня нет личной ненависти к Лукашенко, я ему не враг, и не планируем мы выгонять людей из власти, которые там работают. Если кто-то работает на своем месте, профессионально – пусть себе!..
Не выбрав того, кто создает эту проблему, мы сделаем хорошо для себя и для нашей страны.

- Вы много ездили и ездите по стране. Ваши ощущения: готов ли народ к смене власти?

- Люди настроены против Лукашенко очень сильно. На встречах никто не стесняется давать ему такие характеристики, которые даже я, кто относится к Лукашенко не лучшим образом, себе не позволяю. Я не позволяю в связи с тем, что должен сохранять некий пиетет и приличия, а люди, которых, что называется, все это достало по самую плешку, уже и не сдерживаются. Поэтому, повторяю, если бы выборы действительно прошли свободно и справедливо, Лукашенко не победил бы ни в коем случае.

- Какую роль сыграла кампания "Говори правду" в этой президентской кампании?

- В проведении президентской кампании "Говори правду" сыграла ключевую роль. Именно кампания "Говори правду" организовала всю президентскую кампанию. Так или иначе, все подключились к ней позже, шли уже в фарватере того, что было сделано кампанией "Говори правду". Без этого такой людской мобилизации у нас не было бы.

- Будет ли Ваш штаб организовывать экзит-полы?

- Да. Но такие договоренности находятся под угрозой срыва. Потому что в тех странах, как Россия и Украина, с которыми мы имеем договоренности на экзит-полы, такие же договоренности заключила и власть. От разных организаций, вплоть до телевидения. Организации, которые занимаются подобного рода исследованиями, -  своеобразные, они пересекаются в своих интересах и не хотят (и, в общем-то, правильно делают) друг другу мешать. Но мы уже имеем сигналы от тех людей, с которыми договорились, не самого утешительного свойства: говорят, что находятся в затруднительном положении – использовать ли ваше предложение, потому что таким образом мы вступаем в конфликт с коллегами. И это нежелательно во всех отношениях.
Я думаю, что это нежелательно еще и по той причине, что нам они обещали помочь бесплатно, а вот их коллегам, которых пригласила власть, наверняка заплачено. И заплачено не по низшим ставкам. Поэтому они, стало быть, мешать коллегам могут не только в моральном смысле, но и в материальном. Это неожиданная, скажем прямо, для нас проблема; мы попытаемся ее решить…

- А если решить не удастся?

- Надеюсь, удастся. Во всяком случае, в этих же кампаниях, которые будут проводить социологические исследования, у нас есть договоренности с конкретными людьми. Они прекрасно понимают, что происходит в Беларуси, и согласны предоставить нам данные не исходя из запросов власти, а исходя из совести и личных убеждений.

- Почему не удалось выйти на единого кандидата, а потом не договорились о совместном снятии?

- Амбиции личные и партийные интересы.

- Что произошло в Москве? Каким образом Лукашенко удалось договориться с кремлевским тандемом? Какую цену, на Ваш взгляд, придется заплатить Беларуси за четвертый срок Лукашенко?

- Ни о чем Лукашенко с Путиным и Медведевым не договорился. Произошло то, что произошло – подписание документов ожидалось. Другое дело, что это сделано перед выборами, и это, безусловно, победа пролукашенковского лобби в Москве. Это они проломили именно этот день именно это время – время президентской кампании. Официальная пропаганда получила возможность петь о том, что, мол, никакой ссоры не было, это такой хитрый ход, такая игра, чтобы еще больше подчеркнуть дружбу – вечную и нерушимую – президентов двух братских стран. На самом деле, никакой дружбы нет и быть не может. Объективно Лукашенко мешает и российскому руководству. Путин едет на саммит НАТО – это политический шаг, который в Беларуси практически не анализировался, в государственных СМИ вообще не упоминался. Но это – факт, и факт очень существенный. Медведев во всех европейских столицах заявляет о готовности России к сотрудничеству во всех сферах – в военной, экономической, демонстрирует приверженность европейским принципам. При таком позиционировании быть в паре с диктатором никак не выпадает. Поэтому, я думаю, политика российского руководства в отношении Лукашенко кардинально не изменится, но помощь на этих выборах, тем не менее, российское руководство – хотело оно того, не хотело – Лукашенко оказало. Что для нас весьма неожиданно.
Демонстрируя демократичность (особенно это характерно для Медведева, у Путина меньше заметно – все-таки школа спецслужб есть школа), а Медведев демонстрирует, что демократ – везде и всюду. И в паре с ним диктатор никак не выглядит. Поэтому нельзя думать, что стратегический паритет таким и останется. Да, кость ему бросили, но я не думаю, что изменится политика в целом.
Я думаю, что проблема Лукашенко будет решена независимо от выборов, потому что уже пришло время. И Лукашенко избирается в никуда. Россия будет решать вопрос по-другому – политически, а потом экономическим давлением она эту проблему закроет. Так или иначе это решится, но мне не хотелось бы, чтобы это решалось без нас. Я хочу, чтобы мы решали сами свою судьбу.

- Какие последствия будут от такого решения?

- Последствия этого решения – ожидание того, что Россия может признать эти выборы. Если раньше я почти не сомневался, что Россия пролонгирует признание-непризнание, подвесит Лукашенко в политической неопределенности, исключит экономические рычаги влияния, то теперь мои убеждения несколько пошатнулись.

- Признает ли выборы Запад?

- Если выборы признает Россия, то Запад, наверное, не признает. Но Запад скажет, что произошли значительные изменения – в лучшую сторону: открыто проведена подписная кампания, проведена агитационная кампания. И что получится? С одной стороны - признание, с другой стороны – улучшение, и мы опять приехали. Здравствуй, батенька диктатор, управляй нами дальше. Чтобы этого не было – мы идем на Площадь и будем требовать: нет – диктатуре, да – новым выборам без Лукашенко.

- Верите ли Вы, что после 19 декабря произойдет смена власти?

- Я сегодня в это верю, иначе я на выборы не пошел бы.

- Даже при реализации наихудшего сценария 19-го декабря жизнь не заканчивается. Какие у Вас планы на жизнь после президентской кампании?

- Мы будем добиваться новых выборов – раз. Новые выборы после 19-го должны быть назначены через три месяца, то есть, 19 марта.
Кроме того, мы будем добиваться парламентских выборов – Лукашенко должен будет их провести. Если не весной этого года, то весной будущего года. И я думаю, чтобы показать свою внезапную демократичность, он постарается провести их весной этого года – мы будем в них участвовать. Все наши штабы будут принимать в них участие: мы переводим президентскую кампанию в парламентскую.
В случае, если нам не удастся заставить Лукашенко провести новые выборы, если вдруг каким-то неожиданным образом в этом ему помогут или Россия, или Евросоюз, мы будем участвовать в парламентских выборах, чтобы избрать наших людей в парламент, попытаться сформировать хотя бы небольшую фракцию и таким образом влиять на ситуацию в Беларуси.

- Лукашенко уже обещал "разобраться после выборов". Вы готовы к тому, что Лукашенко будет мстить?

- Да он всегда с кем-нибудь после выборов "разбирается". К этому я готов был в тот день, когда принял решение пойти на выборы.

Комментариев нет: