На выборах 19 декабря за Александра Лукашенко проголосовали 58% белорусов, пришедших на избирательные участки. Такова версия НИСЭПИ.
Понимая щепетильность темы, социологи подчеркивают, что перепроверили свои данные вдоль и поперек при помощи всяких перекрестных вопросов. Так что результаты, по их заверению, железные.
“Эта кампания побила все рекорды по неясности и противоречивости оценок конечных результатов, –указывает НИСЭПИ, – достаточно напомнить, что объявленные голоса в поддержку действующего президента "колебались" от чуть более 30%, по данным оппозиции, до почти 80%, по данным ЦИК, а его оппонентов, наоборот, от 20% до 2%, причем обе стороны почти клялись в их достоверности. Положение еще больше осложнилось никем не ожидаемой брутальной реакцией белорусских властей на акцию протеста вечером 19 декабря в Минске, в результате которой Запад стал на сторону оппозиции и единодушно заявил о том, что Лукашенко проиграл выборы (не набрал необходимой половины голосов). Целиком разделяя эти чувства, НИСЭПИ все-таки считает, что объективная оценка ситуации важнее эмоций, поскольку неадекватная оценка рано или поздно приведет к еще большим ошибкам, вызовет еще большие эмоции. Во-первых, послевыборный опрос ясно показал, что в этих выборах приняли участие 87%-88% избирателей (практически так же было на прежних выборах), что заметно меньше официально объявленных 91%… Во-вторых, число досрочно проголосовавших - около 20% - оказалось заметно меньше официально объявленных 23% и намного меньше того, что заявляла оппозиция (свыше трети). В-третьих, за А. Лукашенко проголосовали 51.1% всех опрошенных, т.е. избирателей (в Минске - 39.9%, на селе - 62.3%), за следующего за ним В. Некляева - 8.3%, А. Санникова - 6.1%, В. Рымашевского - 3.7%, Я. Романчука - 3.2%, А. Михалевича - 2.7%, Н. Статкевича - 1.7%, Г. Костусева - 1.6%, В. Терещенко - 0.6%, Д. Усса - 0.5% (все оппоненты вместе взятые получили 28.4%), против всех - 5.1%, не захотели отвечать на этот вопрос - 3.8%.”
С учетом коэффициента явки получается: 58% за действующего главу государства, за Владимира Некляева — 9,7%, за Андрея Санникова — 7,0%, за В. Рымашевского — 4,2%, Я. Романчука — 3,7%, А. Михалевича — 3,0%, Н. Статкевича — 1,9%, Р. Костусева — 1,8%, В. Терещенко — 0,7%, Д. Усса — 0,6%. Все оппоненты Лукашенко, согласно этой методике подсчета, набрали в сумме 32,6%.
“Напомним, что 19 марта 2006 г. А. Лукашенко получил (от числа проголосовавших) 63.1%, а трое его оппонентов (включая С. Гайдукевича) - 30.3%. Таким образом, А. Лукашенко вновь выиграл президентские выборы (что предсказывали и все наши предвыборные опросы) и, в принципе, мог бы обойтись без "перераспределения" почти 1.350.000 голосов и массовых репрессий…” – констатируют социологи.
Легко заметить, что всё-таки электорат Лукашенко “тает”, пусть и медленнее, чем нам хотелось бы. Но… если бы удалось организовать операцию “прямой конкурент”, т.е выставить кандидатуру, играющую на том же электоральном поле и известную населению из “масс-медиа”, с высоким индексом узнавания, то электорат вновь избранного президента ещё бы и подвергся эрозии. Собственно, об этом шла речь весь предвыборный год, и единственный, кто подходил бы на на сие месть – Сергей СИДОРСКИЙ, тогда – премьер-министр. Но… слишком много было поставлено на “кон”, и многое, если не всё, в этой стране решается через тайное “досье”. И действующий глава государства предпочитает на всех досье иметь, – чтобы потом всех иметь! - и хранить в своём сейфе И Сидорский не рыпнулся, подвешенный на “компромате”, судя по всему, своём или родственников…
Сразу же после выборов, как известно, не дожидаясь даже инаугурации, вновь избранный (?!) глава государства “”перетрахнул” по давнему обычаю правительство и Сидорский был отправлен в ”отстой” (отставку, простите), якобы, поправить своё здоровье. Уж не за то, что на него были готовы поставить части правящей элиты?
“С результатами голосования согласуются и оценки избирательной кампании. Так, 54.4% опрошенных считают, что эти выборы были свободными и справедливыми, а 32.3% придерживаются противоположного мнения, 48.6% – что в ходе выборов у всех кандидатов были равные условия, а 39.9% придерживаются противоположного мнения, 62.6% считают, что результаты выборов, объявленные ЦИК, являются "однозначно или скорее действительными", а 29.4% - "скорее или однозначно сфальсифицированными". Из числа проголосовавших досрочно 17.3% сказали, что сделали это по собственной инициативе, а 3.2% – что их к этому принудили. Считают справедливым решение Запада не признавать итоги этих выборов, поскольку они не соответствуют стандартам ОБСЕ, и поддержать требования оппозиции о втором туре голосования/повторных выборах 27.6% респондентов, а несправедливым - 46.9%. Все эти цифры также очень близки к аналогичным цифрам 2006 г. Но есть и заметные различия. Например, если тогда окончательное решение, за кого из кандидатов голосовать задолго до голосования приняли 60.3% избирателей, то в нынешней кампании - 40.2%. Если тогда давление с целью вынудить проголосовать за определенного кандидата ощущали 14%, то теперь 6.5%. Число избирателей, считающих, что доверие к результатам выборов было бы выше, если бы в состав избирательных комиссий входили представители всех политических сил, увеличилось на 5% и составило 64.8%. Самыми важными при принятии решения, за кого голосовать, по-прежнему остались вопросы общего качества жизни (45.5%) и рост цен (24.7%), но рост цен "вырос" на 5%. Общий уровень информированности избирателей повысился: знают о событиях на площади Независимости в Минске 19 декабря 92.1%, а в 2006 г. о событиях на Октябрьской площади - 69.4%. Только 35.8% доверяют результатам exit polls, проведенных провластными Комитетом молодежных организаций и Центром "ЭКООМ", а 37.9% - не доверяют, поскольку "они сознательно представили искаженную информацию в интересах тех, кто оплатил их исследования" (в 2006 г. соотношение было 45.6% vs. 29.9%). В целом эти выборы, несомненно, усилили ощущение раскола в белорусском обществе: если в 2006 г. 55.9% респондентов считали, что победа А. Лукашенко еще больше сплотила белорусское общество, а 27.1% - что больше его расколола, то теперь это соотношение стало 43.1% vs. 35.3%. Однако, как уже говорилось, критические оценки избирательной кампании не толкают несогласных избирателей "в объятия оппозиции": 51.8% сказали, что не одобряют акции протеста на площади, а лишь 17.4% - одобряют (в 2006 г. это соотношение было 45.9% vs. 20.4%)…”
“В связи с президентскими выборами особое внимание в опросе было уделено вопросам информации. Несмотря на доминирование оппозиционных настроений в байнете (а сегодня ежедневно, несколько раз в неделю или в месяц им пользуются 48.8% по сравнению с 21.2% в 2006 г.!), популярное там представление о том, что "Беларусь против Лукашенко" не соответствует действительности. Так, по мнению 60.4% респондентов, информация, получаемая из официальных источников, соответствует их реальной жизни ("не соответствует" - 39.2%). Объяснять это тем, что люди что-то "недоузнали" и "недопоняли" нельзя: дело не столько в нехватке объективной информации, сколько в том, что сами "объективности" для расколотого общества разные. Известную пословицу "что для русского хорошо, то для немца смерть" вполне можно применить для белорусов, разделенных не столько "по линии Хантингтона", сколько "по линии Лукашенко". Это подтверждается многочисленными данными. Например, 42.8% опрошенных в течение последнего года находили в своем почтовом ящике информационные материалы (независимые газеты, листовки и др.) общественно-политического характера (рост на 20% с марта 2009 г.), 32.7% в течение последнего года знакомились (через СМИ, листовки, общение с другими людьми и др.) с результатами независимых исследований общественного мнения в Беларуси (рост на 11% с 2006 г.), 75.3% постоянно или время от времени обсуждают общественно-политические проблемы со своими друзьями, родными, коллегами, 50.7% получали информационные материалы кого-то из кандидатов в президенты или встречались и разговаривали с его представителями (рост на 10% с 2006 г.). Неудивительно, что выступления кандидатов в президенты по телевидению (включая теледебаты) видели 67.4% (при этом наибольшее впечатление произвело выступление В. Некляева - 9.7% и В. Рымашевского - 4.8%), но они существенно повлияли на решение за кого голосовать только на 7.2% избирателей, а "повлияли в некоторой степени" - на 21.6% (тот же уровень, что и в 2006 г.)…”
“Как видно практически по всем показателям, главная причина очередной победы А. Лукашенко на декабрьских выборах - "две Беларуси", живущие в этой стране уже много лет, большая часть которой пока поддерживает президента”, – заканчивают исследование социологи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий