вторник, 21 июня 2011 г.

ИЗВЕСТИЯ | Как Белоруссия переживает экономический кризис

16 июня и российское издание "Известия" включилось в кампанию, как сказал бы белорусский МИД, по "дикредитации Беларуси", опубликовав статью Юрия Снегирёва "Как Белоруссия переживает экономический кризис".

Не сказать, что материал совсем объективен, создаётся ощущение, что автор всё же очень и очень далёк от наших проблем, местами даже сгущает краски, но “тренды”, кажется,  выявлены верно. Товарищ зрит в суть, как говорится. Потому можно простить ему некоторые шероховатости его видения.

Известия // четверг, 16 июня 2011 года

Как Белоруссия переживает экономический кризис

Как Белоруссия переживает экономический кризисДефицит товаров и дороговизна с каждым днем множат число недовольных.

Корреспондент "Известий" увидел своими глазами.

Тихую и милую Белоруссию  сотрясают бунты. В стране глубокий экономический кризис, местные рубли на глазах превращаются в труху – и народ повалил протестовать. Сначала автомобилисты перекрыли проспект в Минске, потом челноки блокировали границу с Польшей. А интернет-сообщество обещает каждую среду к ужасу властей устраивать по всей стране массовые флеш-мобы, демонстрируя свою непокорность.

Стоит включить белорусский телевизор, как тут же оказываешься в советских 80-х: репортажи про посевную, а катаклизмы, пожары и скандалы если и случаются, то только на загнивающем Западе, ну и в России, естественно. Стоит подойти к любому белорусскому банку, как тут же оказываешься в российских 90-х: очереди за валютой, которой нет, стремительно падающий рубль и дефицит товаров.

Строго говоря, тотальный дефицит всего, как это было у нас в 90-х, на этой неделе был преодолен. С понедельника в магазинах появилась украинская соль (своя, белорусская, пропала с концами месяц назад), российские сигареты (белорусские табачные фабрики работают на привозном сырье и еще не скоро оправятся от «валютного удара», когда доллар скакал, как необъезженная блоха) и даже бензин. Но какой ценой это было сделано! Все стало дороже ровно в 2 раза.

Белорусы смотрят на курс доллара, как на термометр. Сколько взять из дома белорусских рублей, чтобы прийти в магазин и не хлопать глазами у кассы перед пустым кошельком? За те три дня, которые я провел в Минске, российский рубль поднялся на три пункта. А если взять в руку 100-долларовую купюру и крикнуть «продаю!», то тебя разорвут прямо на улице.

В офисе «БПС-банка» работает кондиционер. Он немного охлаждает страсти возле многочисленных окошек. Как только я переступил порог, меня шепотом окликнули:

- Даю за доллар 9 тысяч! (официальный курс 5400 белорусских рублей за доллар – авт.)

- У меня рубли, – так же шепотом ответил я незнакомцу в льняной кепке.

- Даю 200! – не унимался черный меняла (официальный курс 179).

Но я проигнорировал заманчивое предложение – за подобные операции запросто можно загреметь в милицию. Через час (!) подошла моя очередь к стеклянному окошку.

- Продайте мне немного долларов, – улыбаюсь милой кассирше.

- Долларов и другой валюты нет и не будет, – улыбается в ответ она.

- Позвольте, вот же стенд, там горят цифры – курс покупки и продажи, – удивился я.

- Это для ориентира. Долларов нет, есть бриллианты. Они мелкие, но сертифицированные. Цена в белорусских рублях миллион шестьсот за 0,2 карата (это средняя зарплата по стране). Но продаем только за валюту.

- А золото?

- Проснулись! Золото кончилось два месяца назад…

Пока белорусский рубль катится под горку, хитрые белорусы стараются поскорее погасить кредиты, заплатить коммуналку и выкупить путевку в Турцию.

- Туроператоры подняли свой внутренний курс доллара до цены черного рынка , уехать к теплому морю по старой цене уже никогда не получится, – вздыхает менеджер магазина «Горящих путевок» Наталья Букштынова. – А мы продаем туры только за доллары. Сгорели отпуска у белорусов…

А по "зомби-ящику" тем временем крутят репортаж с местного курорта – Брославских (так в тексте – ББ.) озер. В кадре другой туристический менеджер сокрушается:

- Все путевки до конца лета скупили предусмотрительные россияне! Белорусам негде отдохнуть в своей стране…

58-летней Марии Александровой сейчас не до отдыха. Два года назад я познакомился с этой симпатичной  женщиной на Витебском базаре. Она торговала сувенирами из бересты и соломы. Разговорились. Выяснилось, что Мария россиянка. Вышла на пенсию и прямо из своего Нижнего Новгорода приехала в Белоруссию встречать старость. Младшая дочь вышла замуж за местного милиционера и забрала маму с собой.

- Как здесь хорошо! – искренне восхищалась Мария Викторовна после своего Нижнего Новгорода. – Продукты натуральные, воздух чистый, безопасность полнейшая, внуки допоздна во дворе одни гуляют. Коммуналка немного кусается, но вот я приторговываю и хорошо живем! Здесь меня пусть и хоронят!

- Неужели зять-милиционер не обеспечивает?

- Тут милиция взяток не берет. Это вам не Россия! – с гордостью произнесла пенсионерка.

Сейчас звоню ей – она уже сидит на чемоданах. Хочет вернуться обратно в Нижний.

- Как живете?

- Да нет, видимо, на этом свете покоя! – вздыхает Мария Викторовна. – Зять из милиции уволился. Пошел в предприниматели. Взял кредит в валюте. Теперь отдавать надо. Говорит: езжайте мама в Россию и продайте свою квартиру за доллары. А где я жить-то буду?

- Как где? В Белоруссии! – напомнил я ей наш давешний разговор.

- Да ну вас к черту! – не стесняясь в выражениях, резала правду-матку пенсионерка. – Я в гробу видала эти очереди за солью и сахаром! Думала, старость спокойно встречу. Это все мы уже в России-матушке проходили: и дефицит, и талоны, и табачные бунты. А теракт апрельский в метро? Думаю возвращаться в Нижний. Там моя родина. Там пусть и хоронят!

Белоруссия без бульбы

Сейчас в минском ГУМе обычная суета у прилавков. Не та штурмовщина, которая наблюдалась всего пару недель назад. С девальвацией рубля на 57 процентов и моментальным повышением цен, очереди сами собой растворились. Вот стоят рядами холодильники «Атлант», которые запрещены к вывозу из страны. Вот кособокие, с мутными экранами телевизоры «Горизонт», которые даже стыдно вывозить. Я вижу телевизор AKAI за 998 тысяч белорусских рублей. Но почему-то за ним тоже никакой очереди нет. Обхожу модель и чуть не падаю в обморок: японский аппарат оказался с электронно-лучевой трубкой! Такого и в музее не увидишь. Собирают это антикварное чудо в Белоруссии. Оттого и такой спрос.

Хочу купить сувенир на память о Минске.

- Девушка, почем магнитики на холодильник?

- Вы что, слепой? На обороте цена есть! -- хамит девушка, и я удивляюсь, где же совсем молоденькая продавщица минского ГУМа постигла азы еще советской торговли?

- Все очень просто, – рассказывает независимый финансовый консультант Сергей Чалый. – Структура белорусской экономики такова: 70% государственных предприятий и 30% частных. Госпредприятия пользуются неограниченным кредитом и преференциями. Практически как в советское время. И ведут себя как эта молоденькая продавщица. Зачем улыбаться клиенту, когда и так купит? А если не купит, то крах не грозит – государство не даст пропасть. Да и те 30 процентов тоже не особо стараются, потому что частный предприниматель, как только заработает свой первый миллион, сильно рискует потерять свой бизнес. К нему приходят чиновники и говорят: теперь ты будешь покупать сырье у этого госпредприятия, а сдавать продукцию в эту торговую сеть. И попробуй ослушаться!

Я встретился с Сергеем Чалым между съемками – его комментарием для шведского телевидения и интервью для немецких журналистов. Он сейчас фигура суперпопулярная. С точностью до копейки и дня предугадал белорусский кризис. Директор "Дойче банка" тогда высказался на блоге, что если бы Чалый работал у него, то стал бы миллионером. Но Чалый – не миллионер. Ходит в джинсах и белорусской льняной рубахе, ездит на метро и раздает интервью. Абсолютно бесплатно.

- Что же произошло в Белоруссии? – спрашиваю местного экономического гуру.

- Толчком к обвалу послужило предвыборное обещание Лукашенко поднять среднюю зарплату по стране до 500 долларов. Не все обещания выполняются. А это он выполнил. Хотя экономических предпосылок не было. Экономика не выдержала…

Чалый берет мой блокнот и с увлечением рисует формулы и графики. Он рассказывает, что после поднятия зарплаты люди стали покупать более качественные импортные товары. Для их закупки потребовалась валюта. Она-то первой исчезла из банков. Потому что только за октябрь, ноябрь, декабрь населением было скуплено 1,5 миллиарда долларов. После всех скачков доллар остановился на отметке в 6000 белорусских рублей. В долларовом эквиваленте средняя зарплата опять упала до 300. Но тут вмешался батька. Он скомандовал доллару опуститься. В ответ доллар еще больше позеленел и вовсе исчез.

- Все что происходит вокруг – результат непрофессионализма нынешней власти, – продолжает Чалый. – Как учит история, экономики живучи. Им только мешать нельзя. Политические режимы – нет. Поэтому мой прогноз таков: у Белоруссии сейчас два пути. Судьба Молдавии с деиндустриализацией и социальными катаклизмами. Или дефолт, с последующим бурным экономическим ростом. Россия прошла через это. Но в любом случае Лукашенко у власти долго не удержится…

На моих глазах рушился миф о сказочной стране Белоруссии, где самая вкусная сметана и самая полезная свинина. Мой коллега независимый журналист Виктор Милашевский только усмехнулся в ответ на это утверждение. И рассказал историю про белорусские яблоки.

- Недавно пригласили журналистов в образцовое хозяйство в поселке Александрия, – с иронией рассказывает Виктор. – Это родина прэзидента, поэтому там все новенькое и красивое. Приехал Лукашенко. Запустили конвейер по фасовке яблок. Яблоки крупные, одно к одному. Лукашенко одобрил и дальше пошел, к своим любимым коровам. Некоторые журналисты к бригадиру: отсыпь яблочек для ребятишек! А он: та вы шо! Это импортные, специально для президента берегли. Их, оказывается, по кругу пускали. А яблок своих в Белоруссии давно нет!

В этом я убедился лично. На скудных прилавках мне так и не удалось обнаружить ни одно отечественное яблоко. Сплошь Италия и Испания. Редиска из Германии. Шампиньоны из Литвы. Петрушка из Узбекистана. Кефир свой, но с ним серьезные перебои. Закваска импортная, на нее у хозяйств долларов не хватает. То же и со свининой – даже хрюшек откармливают долларовыми добавками. А что же с национальным продуктом? Бульбой, то есть картошкой. Держитесь крепче: на прилавках картофель из Египта и Марокко. Знаменитой белорусской картохи не осталось! Нечто подобное я наблюдал в Западной Украине, где давно едят венгерское сало.

Либероиды и демокрасты

С интернетом в Белоруссии борются на все лады. Без паспортных данных в сеть не пускают. У блоггеров изымают компьютеры, а на тех, кто все еще на свободе, спецслужбами составлены «черные списки». Характеристика в основном такая: «либероидное поведение, склонен к агитации против Лукашенко». Теперь, собственно об агитации. Интернет группа «Революция в сети» давно раздражает власть. А в минувшую среду она объявила: всем, кому небезразлична судьба Белоруссии собраться на Октябрьской площади в 19.00. Ни лозунгов, ни транспарантов с собой не приносить. Просто прийти и все!

Тут же прокуратура объявила это беззаконием. А Лукашенко обещал так «щандарахнуть, что не успеют за границу убежать».

Задолго до часа Х молчаливые омоновцы стали огораживать площадь тяжеленными турникетами. Приехала машина с «матюгальником» и сделала объявление: «В 19.00 на площади начнется репетиция к параду на День независимости.» Подвезли на автобусах студентов физкультурной академии. Они маршировали и делали замысловатые движения руками под песни военных лет. Потому как они это делали, было понятно, что это это студенты лесотехнического ВУЗа. А народ прибывал. Какая-то «светлая» голова пускала поезда метро без остановки в центре и народ, выбравшись из-под земли, присоединялся к «флешмобберам».

Я все же проник за ограждение. Надо было просто обойти дворец профсоюзов с другой стороны. Со ступеней дворца мне хорошо было видно и «физкультурников» и оттесняемых милицией «флешмобберов». Меня «опекал» человек в белой рубахе и с рацией. Как только я доставал камеру он тихо предупреждал, что снимать запрещено. Я делал несколько кадров, извинялся и так до следующего всплеска толпы.

image

Наконец, то ли студентам надоело махать руками, то ли окончательно охрипла тренерша, но репетицию свернули. А вместо студентов на площадь выбежали сотрудники милиции. 10 автобусов с подкреплением стояли за Дворцом Республики. Что удивило – на разгон бросили офицеров милиции, в том числе и старших. В руках у них не было никакого оружия. Даже необходимой в таких случаях дубинки.

Не скажу, что они проявляли нежность к толпе, которая в ответ на разгон то хлопала в ладоши, то улюлюкала. Проезжающие по проспекту Незалежности машины то и дело подбибикивали. Но вот так, голыми руками, сотрудники оттеснили и рассеяли по переулкам по моим подсчетам не менее двух тысяч человек. Арестовали всего троих.

image

В других городах акции прошли с большими «потерями». В Бресте 11 задержанных, в Солигорске 19. А в Гомеле все 500 участников флеш-моба после требования милиции разойтись моментально выстроились в очередь к единственной квасной бочке. Причин для задержания у милиции не нашлось – люди пить хотят и все тут!

Теснимых вскоре можно было обнаружить в соседних кабачках за кружкой пива. Рядом сидели сотрудники в штатском и с рациями. Вне «поля боя» они были абсолютно безопасны. «Лидское светлое» всех примирило. За моим столом сидел скуластый парень с темными кругами под глазами. Это был Дмитрий Галко – легендарный блоггер и активист оппозиции. Он в первых рядах вышел на площадь в декабре. Потом 20 дней голодал в знак протеста против незаконного, по его мнению, ареста 20 летнего активиста Никиты Лиховида. Одним словом – профессиональный революционер. Он даже внешне был похож на Дмитрия Линтера, эстонского героя таллинской «Бронзовой весны».

- Дмитрий, что сейчас-то на площади было? Цирк или трагедия?

- В декабре была трагедия. А сейчас? – его скулы сжались сильнее, - я бы не называл это цирком. Эта была терапия. Общество лечится от страха перед властью. Мы вышли на площадь. Мы доказали что не боимся. Так будет каждую неделю, может, каждый день. И тогда что-то изменится. Мы ждем перемен.

Когда я возвращался в гостиницу, на площади уже не было ни одного турникета и ни одного милиционера. Там уже во всю целовались влюбленные и отважные велосипедисты крутили сальто. Июньский воздух был пропитан цветущей липой. И меньше всего хотелось перемен.

Мне больше всего про александрийские яблоки понравилось, а вам?

Комментариев нет: