Всемирный банк в лице своего директора по странам Восточной Европы заявил, что белорусская модель экономики «исчерпала свои возможности». Такие слова прозвучали на пресс-конференции в Минске, однако жители Белоруссии об этом если и узнают, то не по белорусскому телевидению. Там — цензура…
Об этом вчера в 19-часовых новостях говорил телеканал НТВ, заметив, что не исключено, что белорусы, не имеющие спутниковой тарелки, не увидят и материал, подготовленный минским бюро НТВ. Как и не услышит заявления помощника госсекретаря США Майкла Познера, который по поводу политической ситуации в Беларуси заметил: «Положение ужасное, правительство подавило не только политическую оппозицию, но и гражданское общество». В связи с чем власти США намерены усилить давление на правительство Белоруссии. Об этом сегодня был размещён информационный материал на сайте НТВ.
В том, что приказ Лукашенко «сделать все», чтобы «неправильные» СМИ больше «не присутствовали на территории Белоруссии», успешно выполняется, убедился корреспондент НТВ Георгий Гривенный.
Иметь два телевизора в Белоруссии с недавних пор это не роскошь, а средство получения информации. «Картинка» на одном и том же канале, в одно и то же время может кардинально не совпадать.
В Москве в 16:00 на НТВ начинается информационный выпуск. Но жители Москвы и основных регионов России видели одну картинку, а в Минске на кнопке НТВ можно увидеть совершенно иное зрелище. Дело в том, что в Минске новости НТВ выходят в 10,13,16 и 19 часов, но только местного времени. Этот временной люфт и позволяет белорусским властям убирать из эфира «неправильные сюжеты».
Массовые акции протеста 19 декабря, суд над оппозиционным кандидатом Андреем Санниковым, приговоренным к пяти годам тюрьмы, и, наконец, мощнейший экономический кризис — всего этого смотрящие белорусскую версию российских телеканалов зрители не увидели. Руководитель Белоруской ассоциации журналистов Жанна Литвина говорит: многие белорусы ощущают «информационный голод», но утолить его без дорогой спутниковой тарелки невозможно.
Жанна Литвина, руководитель Белорусской ассоциации журналистов: «Чем больше пропаганды, тем меньше веры у людей. Поэтому нужно закрыть источники, которую дают информацию объективную, своевременную, профессиональную».
О непростой экономической ситуации следует сказать особо. Для белорусских СМИ она если и существует, то только в контексте официальной политики. «Нет никакого кризиса, есть нездоровый ажиотаж», который как раз, по мнению Лукашенко, и раздули российские СМИ. Доходит до смешного: белорусские граждане звонят в корпункты российских телеканалов с вопросами «ну, что там у нас с валютой?»
Марина Коктыш, журналист газеты «Народная воля»: «Когда у нас случилась девальвация, белорусское телевидение сообщило об этом не первой новостью, она была „одной из“. Это преподносилось как рядовое событие. А российские телеканалы дали ее громко, и это новость затронула всех белорусских граждан».
Объективное освещение событий в Белоруссии властным структурам не нравится. В конце мая, когда только-только случилась девальвация, Александр Лукашенко сразу очертил круг «виноватых».Александр Лукашенко, президент Републики Беларусь, 27 мая 2011 года: «Больше всего истерии — в российских средствах массовой информации. Я их не называю, чтобы не создавать им рейтинг. Но сделайте все, чтобы эти средства массовой информации больше не присутствовали на нашей территории».
Но кредитные взаимоотношения тогда погасили пыл страстей. Российские СМИ, пусть и в урезанном виде, продолжают свою работу. Правда, телеканал ТНТ, который еще можно было посмотреть, переведен в практически недоступный массовому зрителю, «дорогой», пакет в кабельных сетях. А вот Вести-24, Рен-ТВ, ТВ-Центр, сколько не щелкай пультом, не найдешь. В киосках по-прежнему нельзя купить газеты и журналы издательского дома «Коммерсант», недоступны «Независимая газета», «Московский комсомолец» и «Новая газета».
Выход, впрочем, есть. Для телевидения он называется «спутниковая тарелка», а для газет — Интернет. И к его услугам прибегает все больше белорусов.
И здесь мы не можем не согласиться с Георгием Гривенным, даже если с ним и не согласуется официальная позиция белорусского руководства. Нету жизни без интернета, особенно – политической… Впрочем, последней и быть не может, если власть выведена из-под критики…
Комментариев нет:
Отправить комментарий