суббота, 23 апреля 2011 г.

СЕГОДНЯ. Итоговая программа | Бомба для Лукашенко

17.04.2011, 19:01

Взрыв на «Октябрьской». Теракт в минской подземке, безусловно, одно из главных и, увы, трагических событий минувшей недели. 13 погибших, более 200 пострадавших, среди которых есть и граждане России. О раскрытии этого кровавого преступления было объявлено практически молниеносно — чуть более суток прошло. Исполнитель и еще несколько человек задержаны, получены признательные показания, вскрываются новые факты и обстоятельства. Об этом в прошлое воскресенье говорили в итоговой программе “Сегодня” на НТВ. По уже устойчивой традиции сюжет был показан в Белоруссии не полностью.  Особенно, в той его части, которая касалась следующего высказывания ведущего итоговой программы.

А вот кто заказал беспрецедентную в новейшей белорусской истории диверсию, — радикальные политические движения или, например, мафия, контролировавшая потоки нелегальных мигрантов в Европу и Россию, которой наступили на хвост спецслужбы, — остается загадкой. Как бы то ни было, по имиджу исправно выбираемой власти и главному козырю Лукашенко («вы к нам не лезьте, у нас тут полный порядок») удар нанесен наотмашь.

Корреспондент НТВ Евгений Голованов попробовал разобраться, кто же они, доморощенные белорусские террористы.

11 апреля, 17 часов 55 минут 50 секунд по мместному времени, станция метро «Октябрьская». Место и время, разделившие историю Белоруссии на «до» и «после». «До» страшного взрыва была «страна стабильности и спокойствия». Вот уже 17 лет бессменный президент, набирающий на каждых выборах стабильное подавляющее большинство голосов. Пусть средняя зарплата невысока, зато в магазинах все есть и на улицу выйти не страшно. Теперь — страшно.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Я хочу просто вам сказать, мужики, что нам брошен серьезный вызов. И надо признать, очень серьезный вызов. Нужен адекватный ответ».

Это Александр Лукашенко сказал на ночном экстренном совещании с силовиками. До этого он уже успел спуститься на развороченную взрывом платформу, захватив букет цветов и младшего сына Николая. Увиденное заставляет президента признать: случилось нечто совершенно не типичное.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Я не исключаю, что нам могут этот подарок завезти извне, но нам надо посмотреть и у себя».

Встревожены и напуганы простые белорусы. Многие просто поверить не могут, что такое случилось в их стране. Писатель Игорь Тумаш оказался вечером на том самом взорванном перроне.

Игорь Тумаш, писатель: «Взрыв был негромкий, был такой хлопок резкий. Но взрывная волна была сильная, стекла на мелкие-мелкие осколки разлетелись».

А два дня спустя эмоции уступают место рассудку.

Игорь Тумаш, писатель: «Если бомбы взрываются, это уже не рай. Что-то не то в нашем королевстве. Возможно, кому-то было нужно возобновить атмосферу страха, потому что страх вернулся в наше общество».

«Мы уже знаем, кто, но не знаем, зачем», — говорит Лукашенко. С момента взрыва не прошло и двух суток. Сначала сведения о пойманных «бомбистах» отрывочны: тот, кого называют исполнителем, — 25-летний мужчина из Витебска. Террор — точно не его профессия.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Чудовищно, но факт. Все эти негодяи, совершившие преступление, работали в конкретных обычных, трудовых коллективах — кто токарем, кто электриком».

Информацию о политических взглядах предполагаемого преступника приходится выуживать между слов.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Если бы мы полгода назад не пошевелились, нам бы это преступление было очень трудно раскрыть».

Как раз полгода назад в Белоруссии стали активно задерживать членов молодежных анархических группировок. Спецслужбы подозревали, что именно они закидали российское посольство бутылками с «коктейлем Молотова» 31 августа, как раз в день рождения Лукашенко. Одного из подозреваемых, пытавшего скрыться в Москве, вернули в Минск. Но до суда дело пока так и не дошло.

В Интернете появляется версия: витебские анархисты этим взрывом мстят за аресты своих минских товарищей. Месть анархистов — это еще и одна из трех официально озвученных версий следствия. Две других — дестабилизация обстановки в стране и действия сумасшедшего.

Независимо от того, какие цели преследовали террористы, очевидно, что на «Октябрьской» они не просто взорвали бомбу. Они подорвали веру белорусов в то, что живут те в относительно спокойной и благополучной стране. Взрывной волной из минской подземки выбросило на поверхность давно назревающий вопрос: что не так в государстве, если за террор здесь взялись, как следует из слов самого президента, простые токари и электрики?

В декабре 2010 года на президентских выборах впервые голосовали люди, родившиеся уже в независимой Белоруссии, то есть буквально «выросшие на Лукашенко». Неужели на этой почве «проросли» и будущие бомбисты?

Игорь Бунин, президент Центра политических технологий: «Есть молодежь, которая способна выйти на площадь и попытаться прорваться и устроить драку по поводу некоей фальсификации выборов. Такая молодежь есть. Вообще, конечно, когда все время ты зажимаешь, кому-то хочется разжаться. Это некий повод для того, чтобы начать воевать с властью, не думая о последствиях и не думая о своей собственной жизни».

Мужчина, идущий по переходу минского метро и постоянно перекладывающий тяжелую сумку из руки в руку, вскоре взорвет начиненную болтами и арматурой бомбу, убив 13 и ранив больше 200 человек. Но действует ли он по своей инициативе или он просто исполнитель чужого заказа? На этот вопрос предстоит ответить следствию.

Алексей Филатов, вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»: «Найдут ли заказчиков? Я в этом сильно сомневаюсь. Никогда сам заказчик не общается напрямую с тем лицом. Как правило, это связь прерванная, то есть это или много посредников, или связь просто физически прерывается. Просто вот последний человек, и больше нет никого».

Потом он спокойно уйдет с места преступления, но его путь — вплоть до съемной квартиры — отследят и проведут задержание. Террористов, по официальным данным, выдаст… поход в магазин за водкой.

Олег Пекарский, первый заместитель министра внутренних дел Белоруссии: «Банально хотели выпить и, наверное, отметить. Покупали водку».
Ведущий телешоу: «То есть один из них возвращался из магазина, да?»
Олег Пекарский: «Да, преступник посетил магазин в непосредственной близости от места жительства».

Спецслужбы утверждают: задержанные сознались и в других белорусских взрывах. В 2005-м дважды сдетонировало в Витебске, а 3 июля 2008-го, в самый разгар празднования Дня независимости, рвануло в Минске. В толпе отмечающих — десятки пострадавших. Правда, те взрывы квалифицировали как «хулиганство». Но глава КГБ обмолвился: три года назад искали суперпрофессионалов.

Вадим Зайцев, председатель КГБ Белоруссии: «Есть, оказывается, не суперпрофессионалы, но люди, способные изготовить и такие взрывные устройства».

Если бомбы делал и взрывал их один и тот же человек, то получается, что он просто «совершенствовал свое террористическое мастерство», используя при этом несовершенство методов следствия? После теракта 2008-го все взрослое мужское население Белоруссии обязали сдать отпечатки пальцев. Но от принудительного «прокатывания пальчиков» террорист ушел. Теперь, говоря о нем, президент Лукашенко использует слово «уникальный».

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Это уникальный человек от природы, и именно в химии. Троечник по всем предметам, а по химии — „отлично“. Мы обнаружили в подвале дома по месту жительства эту лабораторию, где собирали взрывчатые вещества».

На вопрос «что это было?» ответ, по версии следствия, становится все более очевидным. Но вопрос «что дальше будет?» по-прежнему в тумане. Многие в Белоруссии живут ожиданием скорой девальвации или даже дефолта.

Александр Козулин, соучредитель движения «Воля народа», в 2006 году — кандидат на пост президента Белоруссии: «Власти лихорадочно ищут пути решения, но оказывается, что за это время они разучились решать насущные проблемы общества и государства. Они не могут работать, как антикризисные управляющие. Они привыкли работать, когда падает манна небесная с неба».

В обменниках — ажиотажный спрос на валюту, периодически население совершает набеги на рынки, запасаясь впрок то сахаром, то подсолнечным маслом.

Александр Привалов, научный редактор журнала «Эксперт»: «Вся система лукашенковской экономики, основанная на туфте, кончилась. Она могла работать, пока ее финансировали. Вот почему во всех странах мира был спад во время кризиса, а у Лукашенко не было спада? По очень простой причине. Потому что на абсолютно нерыночных условиях, обычно без процентов, госбанки кредитовали предприятия и те работали на склад. И то, что они сделали на склад, зачислилось в статистику, и все было хорошо.

Но это кончилось, все сорвалось. У страны — гигантский внешнеторговый дефицит, который только за прошлый год вырос на треть. И что бы сейчас ни вбрасывали в эту топку — русский кредит, кредит МФВ, с Луны кредит, — он все равно там сгорит, потому что импорт растет быстро, экспорт растет медленно, если вообще растет. Система кончилась».

После окончания традиционного субботника Александр Лукашенко подходит к прессе, не сняв спецовку строителя. Привычный образ лидера нации как бы говорит его народу: ситуация под контролем.

Александр Лукашенко, президент Белорусии: «Ну, не может вот этот островок наш быть таким беленьким и пушистым все время, когда вокруг что-то рвется. Ну, не может же так быть. Когда идет корабль по морю, а вокруг взрываются мины, где гарантия, что этот корабль не зацепит? Вот так произошло и с нами. Зацепило корабль».

«Спокойствие и безопасность — это бренд нашей страны», — еще раз подчеркивает Лукашенко. Но любой бренд имеет свою стоимость, а некоторые — подвержены риску девальвации, особенно когда окружающая среда вдруг становится взрывоопасной.

Комментариев нет: