понедельник, 8 апреля 2013 г.

“ЗЕЛЁНЫЕ” | О социально-экологической ответственности, или почему Наталья ПЕТКЕВИЧ должна отказаться от “джипа”

Снова порадовали белорусские “Зелёные”. Не всё им, получается, лосями да секс-меньшинствами заниматься, есть дела более важные, потому что более близкие сердцу белорусского населения. Впрочем, не факт, что это население адекватно отреагирует, в том смысле, что кто-то поддержит, а кто-то совсем наоборот…

Всё дело в том, что на сайте Белорусской партии “Зелёные” вышла редакционная статья О социально-экологической ответственности представителей политической элиты”, тут же перепечатанная рядом других независимых интернет-изданий (в частности, “Нашай Нівай”, которая, правда, озаглавила свой материал не так политкорректно – “Партыя зялёных заклікае Наталлю Пяткевіч адмовіцца ад джыпа”). И хотя речь там идёт именно что о представителях белорусской политической элиты, при этом, представляющих как властные, так и оппозиционные круги – но объединённых любовью к “престижным” иностранным автомобилям, – это касается и “простых” белорусов, которые волей/неволей этой власти также могут позволить себе приобрести такой же “ценное” и пафосное транспортное средство.

Только если в первом случае речь идёт о совести, личной скромности и экологической рациональности, то во втором – только о совести в её приложении к состоянию окружающей среды.  Но здесь мы солидарны с “зелёными”: большие машины престижных марок – это “моветон” для городской среды и экологии. Зачем, господа, зачем – учитывая ещё и всевозрастающую плотность “пробок”?

В общем, читайте сами (далее >>>  под “катом”), тем более, что нам удалось оригинальный русскоязычный вариант статьи раздобыть (вот что значит – личные “связи”!)

О СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОЛИТ. ЭЛИТЫ

В начале марта один из ведущих интернет-порталов страны опубликовал интервью с помощником белорусского президента Натальей ПЕТКЕВИЧ, давно и небезосновательно считающейся одной из самых влиятельных женщин Беларуси. Причём интервью было посвящено очень специфической проблематике – из жанра «каблук за рулём» (или «женщина и автомобиль»). Поэтому журналистов по преимуществу интересовало, какой автомобиль способен её «взволновать», что её раздражает на дороге, и можно ли, по её мнению, повысить культуру водителей «силовыми методами».

Несмотря на то, что отвечая на вопросы журналистов, Наталья ПЕТКЕВИЧ попыталась представить свои ответы как своё частное мнение, Белорусская партия «Зелёных» хотела бы отметить, что в условиях страны, где до сих не выработаны чёткие критерии разграничения приватного и публичного, личное мнение высокопоставленного чиновника всегда звучит как их – чиновников – солидарная позиция. Особенно, если учитывать предоставленные им их служебным положением возможности и практически полное отсутствие соответствующих «сдержек и противовесов», равно как отсутствие эффективно функционирующего «гражданского общества».

В частности, она между прочим сказала, что всем авто предпочитает внедорожники и что когда-то приобретение «джипа» стало для неё «исполнением давней мечты». А также, что её очень раздражают участники дорожного движения «с некорректным и некультурным поведением», а ещё не нравятся «чайники, двигающиеся по третьей полосе с низкой скоростью». А потом многоуважаемая помощник президента вдруг созналась, что сама имеет одну, по её словам, «слабость» – любит «высокую скорость», и это порой «отражается на талоне»: помощника президента останавливают и штрафуют.

Хотелось бы посмотреть в глаза тем работникам белорусской ГАИ, которые находят в себе гражданское мужество и исполняют свой профессиональный долг, даже когда это касается применения штрафных санкций в отношении этой пусть милой, но достаточно влиятельной женщины!

Потом Наталья ПЕТКЕВИЧ заметила, что на выбор внедорожника повлияло то, что ей «нравится, когда на машине можно спокойно ехать, не думая о сугробах и бордюрах». Забыв, вероятно, что, во-первых, бордюр, собственно, ограничивает пространство автомобильного произвола, отграничивая место для жизнедеятельности пешехода и велосипедиста, а сугробы, во-вторых – это точно такие же индикаторы качества государственного управления, каковыми являются рост реальных доходов населения и степень доступности государственных услуг. В чём все мы недавно смогли убедиться, когда на Беларусь обрушился шквальным ветром и снежными заносами циклон «Хавьер», и в чём после нас уже не раз убеждались жители «братских» Украины и России.

Однако белорусских «Зелёных» больше огорчает тот факт, что демонстрация своего социального успеха почему-то не считается г-жой ПЕТКЕВИЧ чем-то из ряда вон выходящим. Приобретение высшим белорусским чиновником относительно «дорогого» в стоимостном выражении автомобиля престижного класса или марки в тех сложных экономических условиях, в которых значительная часть населения Беларуси вынуждена фактически «выживать», не может быть расценена никак иначе, как вызов общественному мнению. В то время как, по нашему глубочайшему убеждению, государственному чиновнику как никому иному должна быть присуща личная скромность и особая ответственность в выборе производителя часов, костюма или вида транспортного средства.

Кроме того, выбранный Натальей ПЕТКЕВИЧ формат автомобиля вряд ли может быть принят в качестве приемлемого для города с точки зрения его экологичности и экономичности. Объёму двигателя внедорожника (в среднем равному 2,6 л против 1,7 л у легкового автомобиля) соответствует и уровень потребления топлива (13-15 литров на 100 км в «городском цикле», против 6-8 литров у легкового) – так что вряд ли эти автомобили можно отнести к классу экономичных. Всё это, в свою очередь, сказывается на увеличении объёмов эмиссии в атмосферу выхлопных газов, основными компонентами которых являются углекислый и «угарный» газы, а также различные оксиды азота, которые для организма человека примерно в 10 раз опаснее CO, а при учете вторичных превращений – в 40 раз.

При этом углекислый газ эксперты считают ещё и одним из главных виновников пресловутого «глобального потепления», которое, в свою очередь, приводит к изменениям в количестве и распределении атмосферных осадков. И циклон «Хавьер», так потрепавший нервы простых белорусов и проверивший на прочность органы белорусской государственной власти, вполне мог оказаться естественным следствием бесконтрольного роста количества СО2 в атмосфере Земли. Чему в немалой степени, как несложно догадаться, способствуют именно владельцы мощных и, соответственно, «прожорливых» машин.

Впрочем, белорусские власти почему-то особую заботу проявляют именно по отношению к владельцам не самых экономных с точки зрения потребления топлива автомобилей, стремясь поддерживать внутренние цены на нефтепродукты на уровне в 2,1-2,3 раза ниже среднеевропейских. И поддерживают, несмотря даже на угрозу катастрофического снижения рентабельности их производства и следующего за этим падения объёмов налоговых и неналоговых платежей в бюджет со стороны производителей.

Но не потому ли это происходит, что высокопоставленные белорусские чиновники сами предпочитают именно такие машины престижных классов E, F и J?

Именно поэтому белорусские «Зелёные» призывают Наталью ПЕТКЕВИЧ, равно как и всех прочих представителей белорусской правящей элиты, послужить личным примером в процессе формирования у населения ответственного социально-экологической поведения, немаловажным элементом которого является осознанный выбор экономичных и экологичных видов транспортных средств. Вплоть до того, чтобы перенять у своих зарубежных коллег полезную привычку ездить в общественном транспорте и так стать ближе к народу.

В не меньшей – а может быть даже и в большей – степени это касается руководителей белорусской «системной» оппозиции, так стремящихся к тому, чтобы влиться в ряды этой привилегированной политической группы. Давно не секрет, что они тоже предпочитают машины престижных «буржуазных» классов: «Лексусы», кроссоверы «Вольво», «Лэндроверы» и так далее. Но из этого с необходимостью следует лишь то, что и они с таким же удивительным равнодушием относятся к экологической ситуации в белорусских городах и местечках, как и белорусские чиновники, равно как тоже не прочь продемонстрировать согражданам свой более высокий, с их точки зрения, социальный статус. Сами же сограждане занимают своё достойное место в их риторике только в пору выборов. Разумеется, партия «Зелёных» не сомневается в легальности приобретения представителями белорусской оппозиции их, в данном случае, движимого имущества, равно как в том, что потраченные на них денежные средства были заработаны непосильным трудом, но вот в чём вопрос: какой же тогда нам смысл менять одних безответственных политиков на таких же других?


 

Комментариев нет: