21 марта 1993 года, в преддверии 75 годовщины со дня объявления государственной независимости БНР, “Белорусское объединение военнослужащих” (БЗВ – Беларускае згуртаванне вайскоўцаў) прошло маршем по пр-ту Фр.Скорины, чем сильно напугало тогдашних министра обороны и главу КГБ. После этого, совершенно естественно, начался форменный “разгром” БЗВ, одновременно многих его членов начали увольнять из рядов Вооружённых сил РБ. О том, как это было, вспомнила “Салідарнасць”.
Акция весны 1993-го стала пиком деятельности «Белорусского згуртавання вайскоўцаў». Организация была основана во время ГКЧП, а через год инициировала трогательную церемонию присяги (см. материал “Солидарности” “День, когда Площадь была заполнена солнцем и народом”) на верность Беларуси на бывшей минской пл. Ленина. Случилось это 8 сентября 1992 года в День белорусской воинской славы – сражения под Оршей (1514 г.).
И лучшим свидетельством этого события является следующее видео:
Как рассказал один из лидеров БЗВ, майор запаса Александр Станкевич, меньше, чем за два года существования были созданы региональные структуры организации в Витебске, Могилеве, Гродно и других городах.
В начале 1993-го было решено создать и Минскую городскую организацию. После учредительных собраний в каждом из девяти районов столицы 20 марта состоялось общее собрание во Дворце профсоюзов (на снимке – учредительное собрание отделения БЗВ Фрунзенского р-на г. Минска).
На следующий день, в воскресенье, соратники БЗВ запланировали марш в центре Минска. Бывший подполковник КГБ Валерий Костко, который на тот момент еще работал в госбезопасности, объясняет инициативу двумя причинами.
- Во-первых, это акция была посвящена 75-й годовщине провозглашения независимости Белорусской Народной Республики. Во-вторых, это была проверка структур БЗВ. Торжественный марш – всегда демонстрация своих сил и сплоченности.
Под барабанную дробь по главной улице
Марш 21 марта участники того события вспоминают как незабываемое зрелище. С площади Независимости на проспект Скорины члены БЗВ двинулись под барабанную дробь и под десятью хоругвями с изображением исторических фигур. Они олицетворяли собой девять столичных районных организаций БЗВ, а также отделение Минского района. Так, под хоругвью «Вітаўт» (на снимке ниже) шли представители Фрунзенского р-на. Всего на марш вышло до 1000 членов организации. Последней хоругвью «Свіслач», которая представляла Ленинский район, руководил полковник в отставке Иосиф Шор.
- Мы хотели показать, что есть люди, которые стараются за Беларусь, – вспоминает он. – Во время и после марша никаких проблем и препятствий у нас не было. Наоборот, кто видел, говорил: молодцы, не побоялись выйти! Я горжусь, что участвовал в том марше.
- Мы шли без скандирование и лозунгов, как это бывает на политических митингах и шествиях. Но это было зрелище. Марш военных под барабанную дробь – это не шутки, – рассказывает депутат Верховного Совета XII созыва, офицер запаса Леонид Дейко.
Соглашается с ним и Валерий Костко.- Если ты среди единомышленников, когда вокруг много народа, это всегда приводит к воодушевленному состоянию. У нас было чувство достоинства и гордости за то, что делаем. Мы продемонстрировали, что нас много и что среди нас люди, которые знают, что такое дисциплина и порядок.
На марше. Слева направо – Иван Гросс, Алесь Кулеш, Николай Статкевич, Валерий Костко, Николай Журавкин, Николай Бирюков.
Марш закончился в сквере Янки Купалы, где возле памятника поэту состоялся митинг, посвященный Дню Воли. Среди его участников были писатель Василь Быков и руководитель БНФ Зенон Позняк.
На митинге. Слева направо – председатель Минской группы БЗВ Алесь Станкевич, председатель Белорусской социал-демократической Грамады Олег Трусов, художник Микола Купава, активист БНФ и БЗВ Николай Антипович
На митинге. В центре среди участников – Василь Быков
Реакция власти
Один из лидеров БЗВ Валерий Костко не случайно называет акцию 21 марта 1993-го пиком деятельности БЗВ. Реакция на марш со стороны властей была сверхнервозной, начался разгром организации.
- Председатель КГБ Ширковский в тот же день 21 марта собрал высшее руководство госбезопасности и приказал разобраться, что это за почти военизированная структуры БЗВ, – говорит Валерий Костко, который на тот момент работал старшим юрисконсультом у 1-го зам. председателя КГБ Валерия Кеза.
Неприятностей добавило и то, что марш испугал тогдашнего министра обороны Павла Козловского.
- Козловский через несколько дней поднял шум, говорил, что штурмовики прошли под барабанную дробь по главному проспекту Минска. Видимо, в Минобороны марш и деятельность БЗВ восприняли как попытку создать альтернативу существующим Вооруженным силам, – вспоминает бывший депутат и «парламентский рупор БЗВ» Леонид Дейко.
- Пал Палыч Козловский вопил, что БЗВэшные боевики чуть ли не с оружием в руках угрожали свергнуть власть, – отмечает Алесь Станкевич.
Эти обвинения руководители БЗВ отвергают.
- Нашей главной целью было воспитание патриотически настроенных людей, которые знают что такое защита Родины, – рассказывает Валерий Костко. – Нервная реакция сверху была вызвана тем, что в этом увидели силу людей, объединенных национальной идеей, чувством патриотизма и национального достоинства. Эта сила в какой-то момент могла сработать не так, как нужно власти. А то, что угрожает власти – уничтожается.
Расправа над активистами БЗВ была быстрой. Буквально через два месяца за «дискредитацию офицерской чести» уволили из армии главу БЗВ Николая Статкевича. В августе вынужден был проститься с КГБ Валерий Костко. Уволенными оказались командир бригады спецназа Владимир Бородач и другие офицеры вооруженных сил и милиции. А вскоре и БЗВ запретили.
Председатель БПЗ Николай Статкевич
- Козловский десятками увольнял из армии офицеров-членов БЗВ. Мы принимали по этому поводу соответствующие заявления, было и совместное заявление от БНФ и общественности, где первой стояла подпись Василя Быкова, – говорит депутат Верховного Совета XII созыва Сергей Наумчик.
Сегодня Алесь Станкевич вспоминает события 1993-го с ностальгией, но вместе с тем и с осторожным оптимизмом.
- Тогда у людей была вера в лучшую долю для себя и близких. А теперь же общество запугано, а его лидеры в тюрьмах или разбросаны по миру. Но те события показывают, что белорусы спят до поры, до времени…
Но мы тут заметим, что вряд ли кто-то из упомянутых здесь деятелей этой существовавшей в 1991-94 гг. белорусской военизированной национально-демократической организации – БЗВ – поступили бы тогда как-то иначе, чем их непосредственные начальники, да ещё после такой демонстрации “силы”. А если бы поступили иначе – были бы идиотами. Государство и революция должны, как известно, защищаться, только тогда они чего-то стоят…
Комментариев нет:
Отправить комментарий