В феврале текущего года Президент собирался встречаться с белорусским предпринимателями. И, кажется, даже встретился. Или нет? Впрочем, не важно… В преддверии этого важного события белорусский экономист Ярослав РОМАНЧУК на страницах еженедельника “БелГазета” попытался разобраться с тем, что же из себя представляют эти белорусские предприниматели и почему одни всегда готовы отстаивать своё особое место в отношениях с государством, другие – драться за место в ближнем кругу Лукашенко, третьим хватает маленькой, но защищенной от конкурентов ниши на своем сегменте рынка.
А ведь ещё есть и не наши, небелорусские предприниматели, к которым Глава государства демонстрирует совершенно иное отношение, теплее, что ли…
Глава страны по-разному относится к предпринимателям, а их – 6 основных групп, с которыми так или иначе сталкивается Александр Лукашенко.
Первая группа – миллиардеры. У них много денег, политического, медийного и ресурсного влияния. С ними Александр Лукашенко пытается разговаривать на равных, войти к ним в доверие, втянуть в реализацию совместных проектов, даже подружиться. Он рассчитывает не только на их деньги, но и, безусловно, на их влияние на свои правительства, доступ к технологиям и рынкам сбыта. Таковых в Совете по развитию предпринимательства нет. Они слишком большие для такого органа. Если Лукашенко сумеет наладить дружеское, частно-государственное партнерство с 10-20 миллиардерами из пяти стран, другие диалоговые площадки для него превратятся в стандартные селекторные совещания с раздачей заданий и пендюлей. Пока эта задача не выполнена. Успешная работа с целым рядом российских миллиардеров, арабских шейхов, китайских партхозаппаратчиков, европейских богатых не обеспечивает необходимого для Беларуси притока инвестиций, не приводит к модернизации. Поэтому нужно разговаривать с другими.
Вторая группа бизнесменов – богатые белорусы с состоянием $100 млн. и больше. Таких в Беларуси около сотни. Понятное дело, в нашей стране разбогатеть без ведома и санкции Лукашенко невозможно. Доступ к прибыльным сегментам рынка осуществляется только по согласованию с председателем совета директоров ЗАО «Беларусь». Получается, что белорусские мультимиллионеры – это наемные менеджеры. Их права собственности в значительной мере зависят от отношений с Лукашенко и его советом директоров. Как министерствам, концернам и исполкомам, им регулярно «нарезают» задания и доводят определенные показатели. На них «вешают» стройки, проекты и программы, выходящие за рамки бизнеса.
С одной стороны, они являются дополнительными, безотказными кошельками власти, с другой – прочно встроены в прибыльные ниши белорусского рынка. В Совете по развитию предпринимательства эта группа бизнесменов представлена Юрием Чижом и Александром Шакутиным. Люди эти готовы выполнять любые распоряжения власти. При этом они давно научились использовать административный ресурс в свою пользу. Публичных претензий по качеству делового климата от них на встрече с президентом ждать не приходится.
Третья группа бизнесменов – белорусские self-made-предприниматели, «самоделкины», т.е. те бизнесмены, которые сделали себя сами. Конечно, не без административного ресурса, номенклатурных связей, но они не ведут прямо наверх. Эти предприниматели работают в рыночных нишах, которые требуют прежде всего предпринимательского таланта и управленческих знаний. По белорусским меркам они состоятельны, но до уровня богатства операторов сырьевых рынков страны им еще пахать и пахать. Поскольку они не претендуют на место в совете директоров ЗАО «Беларусь», создают рабочие места, платят налоги, то Лукашенко выбрал режим отношений, суть которого – мирное сосуществование. Каждый из этой группы бизнесменов хотел бы быть приближенным, войти в ближний круг главы страны/корпорации, но количество мест там строго ограничено.
В Совете по развитию предпринимательства эта группа представлена Валентином Байко из гродненского «Конте Спа», Евгением Баскиным, гендиректором могилевского «Серволюкса», Николаем Мартыновым из витебского «Марко» и Александром Мошенским из брестского «Санта Импэкс». Эти бизнесмены знают цену неосторожно брошенному слову. Каждый из них лично знаком с Лукашенко, знает его нрав и взгляды. Поэтому эти люди едва ли будут поднимать острые проблемы, тем более требовать рыночных реформ. Они своего не упустят, а при лояльности к властям могут получить куски собственности при формировании концернов или точечной приватизации.
Четвертая группа предпринимателей – представители бизнес-союзов и ассоциаций. Они очень разные и по многим вопросам сами между собой договориться не могут. Тем не менее за каждым из этих людей стоят сотни, тысячи живых, реальных бизнесов. В совете их представляют Александр Калинин из Белорусского союза предпринимателей, Виктор Маргелов из Республиканской конфедерации предпринимательства, Анатолий Харлап из Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» и Александр Швец из Белорусской научно-промышленной ассоциации.
Эти люди вооружены Национальной платформой бизнеса. В ней по пунктам изложено, чего малый бизнес хочет от власти. Именно эта группа предпринимателей добилась принятия директивы N4. Когда правительству нужно, оно с ними заигрывает и их ублажает. Для этого созданы десятки рабочих групп, в которых чиновники представляют свое видение экономической политики.
Малый бизнес стал жертвой плохой макроэкономической политики, дорогих кредитов и неплатежей. Его добивают высокими арендными ставками, проверками и налогами. Если и будут подняты острые вопросы, то, скорее всего, они будут задаваться представителями этой группы предпринимателей. Критические стрелы будут лететь в министров, исполкомы, концерны и Нацбанк, но вероятность критики самого президента, который продолжает публично использовать семантический ряд «жулики, мошенники, предприниматели», равна нулю. К этой группе предпринимателей относятся руководители малого бизнеса, которые вошли в совет то ли по какой-то квоте, то ли по номенклатурным связям. По идее, они должны солидаризироваться с представителями ассоциаций малого бизнеса, но Тамара Мижевич, директор гомельской компании «БелТрастинфо», Виталий Костогоров, директор могилевского ЗАО «Политекс», или Василий Островский, директор «Остком-Одигитрия», скорее всего, поддержат Лукашенко. Желание перейти в ближний бизнес круг совета директоров ЗАО «Беларусь» сильнее корпоративной солидарности.
Пятая группа – обыкновенные иностранные инвесторы. У них нет капиталов и влияния, как у олигархов и миллиардеров, но есть деньги, технологии, ноу-хау и умение работать на конкурентных рынках. В совете их представляет Сергей Новицкий, гендиректор СП ООО «Хенкель Баутехник». Небольшое число немецких, итальянских, польских и австрийских компаний уже зацепились за белорусский рынок. Они обросли номенклатурными связями и приспособились к экономической политике. Они уж точно не готовы стать в авангарде борьбы за улучшение делового климата в Беларуси.
Шестая группа белорусского бизнеса – индивидуальные предприниматели. Несмотря на то что их в Беларуси более 230 тыс., они, как и миллиардеры, не представлены в совете. Власти относятся к ним с высокомерием, пренебрежением и снисхождением и строят отношения с ними по принципу «разделяй и властвуй». «Правильные» ИП встроены в предпринимательские советы на рынках или пользуются местным административным ресурсом. Большинство ИП настолько погружены в свой малый бизнес, обременены проблемой выживания, что им плевать на ассоциации предпринимателей и на работу разных советов.
Медленно, но уверенно белорусские власти реализуют свой план по ликвидации этой группы предпринимателей. Идеологи власти считают, что ее нужно свести к ремесленникам или перевести в юрлица. Задачу пожать руку последнему ИП с повестки дня никто не снимал…
Комментариев нет:
Отправить комментарий