четверг, 12 января 2012 г.

НОВАЯ ГАЗЕТА | Беларусь и венесуэльская нефть – по тропе контрабандиста

Помнится, пару лет назад, когда российское руководство стало “ломать об колено” руководство, соответственно, белорусское, последнее заявило о якобы найденной “панацее” от нефтегазовых “наездов” российских партнёров. Речь шла об альтернативных поставках нефти из Венесуэлы и Азербайджана. Цена этих проектов неизвестна до сих пор, впрочем, долгое время и не возникало вопроса о цене, поскольку речь шла о диверсификации поставок углеводородов в “синеокую”, а это, в свою очередь, являлось составляющей концепции национальной безопасности республики.  Именно поэтому Беларусь и в 2012 году не планирует отказываться от поставок азербайджанской нефти по магистральным трубопроводам через территорию Украины, несмотря на улучшение условий поставок нефти из России.

Как напоминает БелТА, Беларусь, согласно своп-контрактам между Белорусской нефтяной компанией, венесуэльской PDVSA и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР), импортирует нефть марки Azeri light по системе магистральных нефтепроводов. Кроме того, осуществлялись прямые поставки венесуэльской нефти марки Santa Barbara.

Вместе с тем, вопрос о цене поставок и о том, насколько это выгодно Беларуси – это вопрос, на самом деле, очень и очень любопытный ввиду некоторой склонности белорусского руководства к авантюрам. Первые попытки прояснить  его предпринимались ещё в апреле 2010 года, в самом начале “венесуэльской эпопеи” Лукашенко, однако, как заметили эксперты, “в этом уравнении пока слишком много неучтенных, неизвестных или не очень точных данных. Туман над экономикой поставок венесуэльской нефти пока не рассеялся…” Российские же эксперты из Фонда национальной энергетической безопасности тогда заявили, что рентабельность поставок нефти из Венесуэлы в Беларусь выглядит довольно сомнительно: венесуэльская нефть будет рентабельна для Минска, только если Чавес отдаст её бесплатно, – утверждал аналитик Игорь Юшков. Ещё дальше пошёл старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Николай Работяжев, предположивший, что главный расчёт в этой ситуации делается, прежде всего, на политику, а не на экономику. По его мнению, Лукашенко может приобретать венесуэльскую нефть в убыток белорусскому бюджету с расчётом на демонстрационный эффект. "Думаю, такой вариант действительно возможен. В условиях административной белорусской экономики соображения рентабельности могут уйти на второй план. Самой главной целью для Лукашенко здесь является достижение политического эффекта. И если это поможет ему сохранить власть, он вполне может начать приобретать нефть в убыток белорусской экономике", - подвёл итог Николай Работяжев в мае 2010 года, когда первая партия венесуэльской нефти была доставлена на Мозырьский НПЗ по железной дороге через украинскую территорию.

Любопытно, что даже Украина оказалась в этот момент под сильнейшим давлением белорусского руководства, добивающегося того, чтобы сделать операцию по доставке венесуэльской нефтью максимально рентабельной. В одной из депеш Госдепа США, опубликованных WikiLeaks, говорится о визите Александра Лукашенко в Киев в 2009 году. Важным пунктом программы визита была делимитация белорусско-украинской границы. В итоге, “поскольку договор о границах очень важен для Украины (нерешенные споры о границах могут помешать планам республики по введению безвизового режима с ЕС), ей пришлось пойти на уступки и предоставить Белоруссии значительные льготы по прокачке венесуэльской нефти, доставляемой танкерами в Одессу, по нефтепроводу "Одесса-Броды" на белорусские НПЗ”. 

Тем временем одна российская новостная интернет-служба (© NEWSru.com – самые быстрые новости), правда, со ссылкой на  АФН, утверждала, что сырье, которое прибыло на Мозырский НПЗ 2 мая по железной дороге из Одесского порта, по составу очень схоже с российской нефтью Urals, которую Москва продает Минску уже много лет, и это заставило авторов этой заметки усомниться в том, что Белоруссия получила именно венесуэльскую нефть. Ну да, если делать что-то с расчётом “на демонстрационный эффект”, то, собственно, пофиг, какую нефть покупать, главное, чтобы кто надо понял, что не на одной России свет клином сошёлся, а главное, чтобы народ понял, что “батьке” всё ни по чём, и если придётся идти в землянки – то все пойдём.

"Я президент страны, избранный десятимиллионным народом, и наклонять меня не позволено,заметил 20 апреля того же 2010 года в своем обращении белорусскому народу и парламенту белорусский лидер. – В землянки пойдем, как 65-70 лет назад, но мы выживем…” Ха, но в землянки он собирался и в 2006-м, в время очередного углеводородного конфликта с Россией: "Я сегодня поручил премьеру связаться с правительством России и сказать: в землянки пойдем, но на шантаж мы не поддадимся",заявил Александр Лукашенко 29 декабря в ходе посещения Жлобина (Гомельская область). А потом в августе 2009-го: “Если кто-то на Западе думает, что у нас с Россией испортились отношения, и мы Лукашенко подкрутим, и он всех преступников из тюрем повыпускает, сломает законодательство, то они ошибаются! (…) Мы все равно выживем. В землянки пойдем, но суверенитет и нормальную жизнь людям обеспечим”,сказал “всенародноизбранный” 20 августа в поездке по Витебской области.

Это в землянках-то он нормальную жизнь собирается обеспечивать? Нормальную партизанскую? Но не это важно – а важно, что как только речь заходит о нефти и газе, то глава белорусского государства сразу вспоминает про землянки. И, знаете ли, очень чёткая ассоциация. Но пойдём ли за ним мы? Но это так – к слову пришлось.

Туман над экономикой поставок венесуэльской нефти не рассеялся до сих пор. В итоге, сын одного из лидеров белорусской оппозиции Виктора Ивашкевича, молодой журналист Стас ИВАШКЕВИЧ провел своё журналистское расследование, которое опубликовала российская "Новая газета" под заголовком “Беларусь и венесуэльская нефть – по тропе контрабандиста”. Подзаголовок статьи – “Сколько Беларусь платит за венесуэльскую нефть и кому в России выгодна эта сделка?” По прочтении итогов этого расследования совершенно естественно возникает вопрос – а не так уж неправы были ребята с АФН, когда засомневались в венесуэльском происхождении поступившей в мае 2010 года на белорусские НПЗ нефти?

Публикуем материал с небольшими правками и небольшими комментариями. Дополнительная информация, которая автором в оригинале была дана в виде ссылок, нами вставлена (по возможности) в текст материала.

Минск платит по 30-60 долларов за доставку тонны нефти из Венесуэлы, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного российского сырья, которое стоит ему на 200-250 долларов дешевле мировой цены. Потери российского бюджета от поставок контрабандной нефти в Беларусь и реэкспорта углеводородов через эту страну превышают миллиард долларов в год неуплаченных пошлин.

Странные дела творятся в белорусском государстве. Бушует валютный кризис. Население хранит доллары уже не в чулке под матрасом, а в рамочке на стене. Из-за хронической нехватки валюты руководство страны начинает пускать на мясо священных коров «рыночного социализма», распродавая ключевые объекты госпромышленности.

Но в то же время Минск находит миллиарды долларов на экзотические «хобби» (импорт из Венесуэлы только за январь-август текущего (2011) года составил 838 млн долларов (вдвое больше, чем в прошлом году – до возвращения российских нефтяных преференций), из Азербайджана – 617 млн (увеличение в 142 раза). Практически весь импорт Беларуси из этих стран – сырая нефть). Несмотря на возможность беспошлинно закупать российскую нефть, белорусские НПЗ перерабатывают еще больше заморского сырья, чем в прошлом году. Через Украину в Беларусь поступает азербайджанская нефть (940 тыс. тонн за январь-октябрь 2011), но основные объемы «альтернативного сырья» по-прежнему импортируются из Венесуэлы (1,3 миллиона тонн за аналогичный период). Ещё около миллиона тонн венесуэльской нефти пришло в этом году в Беларусь через эстонский порт Мууга.

Это при том, что, согласно официальным данным, заморские углеводороды обходятся Минску на 15% дороже мировой цены (согласно данным Национального статистического комитета, Беларусь в мае 2010 года импортировала 79,8 тыс. тонн нефти из стран дальнего зарубежья по цене 656 долларов за тонну; для сравнения – в мае 2010 средняя мировая цена на нефть сорта Brent составляла 77 долларов за баррель или 566 долларов за тонну). Правда, в Украине Белорусская нефтяная компания (БНК) перепродает венесуэльскую нефть по демпинговым ценам (ПАО «Укртатнафта» приступит к переработке венесуэльской нефти с месторождения «Санта Барбара», – этом OilNews сообщил источник, близкий к руководству Кременчугского НПЗ; вместе с тем, по информации пресс-службы «Нефтехимика Прикарпатья», сейчас работа предприятия даже на относительно дешевой венесуэльской нефти нерентабельна). Очевидно, заполняя таможенные декларации при ввозе товара в Беларусь, БНК несколько преувеличивает свои затраты. Но тогда получается, что Венесуэла, сама переживающая перманентный валютный кризис, продает Беларуси нефть себе в убыток? Вряд ли. Чтобы понять, кто оплачивает взаимовыгодное сотрудничество Каракаса и Минска, достаточно взглянуть на другие диковинные поставки «альтернативного» сырья на белорусские НПЗ.

Казахстанский мазут

В прошлом году заместитель главного технолога Новополоцкого НПЗ Алексей Вегера сообщил на конференции в Минске, что его завод вышел на полную загруженность и положительную рентабельность, переключившись частично на переработку казахстанского мазута и российского печного топлива (200 тысяч тонн ежемесячно на обоих белорусских НПЗ). Поставки мазута из Казахстана в прошлом году в пять раз (точнее, в 5,4 раза. – ББ.) увеличили белорусский импорт из этой страны.

Сверхприбыльная переработка в Беларуси таких объемов импортного мазута вызывает удивление экспертов, поскольку в прошлом году поставки российских нефтепродуктов в эту страну облагался пошлиной и продавались по мировой цене – также как и сырая нефть. Переработка же казахстанского мазута, с учетом дорогостоящей железнодорожной доставки через Украину, вызывает у участников рынка такое же удивление, как и «венесуэльская эпопея».

Сомнения оказались небеспочвенны. Исходя из документации Белорусской железной дороги, как минимум часть казахстанских углеводородов, поступающих в Беларусь, являются не мазутом, а «нефтью сырой».Но зачем Минску скрывать импорт нефти из Казахстана под видом мазута? Эксперты отмечают, что такое прикрытие является типичным для контрабандного экспорта через Казахстан беспошлинной российской нефти (под видом мазута из Казахстана вывозится только российская нефть; казахстанскую сырую нефть под видом мазута не экспортируют, поскольку в Казахстане, в отличие от РФ, экспортная пошлина на нефть ниже, чем на нефтепродукты).

Справочно: экспортные пошлины за декабрь 2010 (USD за тонну):  нефть сырая: в РФ – 303,8, в Казахстане – 20; тёмные нефтепродукты: в РФ – 116,9, в Казахстане – 66,47.

В итоге экономия на пошлинах при экспорте нефти из РФ под видом казахстанского мазута = (303,8-66,47) = $237 за тонну = 38% от мировой цены. Экономия на пошлинах при экспорте нефти из РФ под видом российского мазута = (303,8-116,9) = $191,9 = 30% от мировой цены. 

«Сырой мазут» казахстанского разлива

Согласно соглашению между Москвой и Астаной, российские нефтяники имеют право вывозить сырье в Казахстан беспошлинно - для переработки на местных НПЗ. На самом деле существенная часть углеводородов реэкспортируется оттуда в третьи страны. На границе контрабандный вывоз оформляется как экспорт мазута, якобы полученного при переработке российского сырья в Казахстане и уплачивается казахстанская экспортная пошлина на мазут – в разы меньшая, чем российская пошлина на нефть. Недоплачивая половину экспортной пошлины, предприимчивые экспортеры могут получать стандартную прибыль, продавая контрабандную нефть на 30% дешевле мировой цены (цена нефти Urals в декабре 2010 – 630 долларов за тонну). Участники рынка иронично именуют схему экспортом «сырого мазута».

В последние годы реэкспорт российской нефти через Казахстан достиг таких масштабов, что в октябре Москва ввела полный запрет на железнодорожные поставки углеводородов в эту страну. Но эти меры коснутся, в основном, лишь мелких контрабандистов.

Российские ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании) реэкспортируют сырье, поставляемое по трубопроводам (6 млн тонн в год), причем не только под видом мазута, но и при помощи свопа с казахстанскими производителями. В отличие от мелких контрабандистов, получающих за такую деятельность тюремные сроки (в РФ два бизнесмена осуждены условно за попытку провезти сырую нефть в Беларусь под видом газоконденсата), крупные компании, экспортирующие «сырой мазут», сталкиваются с крайне либеральным отношением властей.

Так в прошлом году инспекторы ФТС в Новороссийске сделали химический анализ казахстанского мазута, который партиями до 60 тысяч тонн поставлялся танкерами в НПЗ болгарского Бургаса («ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас» — крупнейшее нефтеперерабатывающее производство Балканского полуострова и единственный НПЗ в Болгарии; на 100% принадлежит российской компании), и установили, что на самом деле это – российская сырая нефть. Ущерб государству от недоплаченной пошлины за арестованную партию (30 тыс. тонн). был оценен почти в 7 млн долларов. Прокуратура, однако, посчитала указанную сумму недостаточной для заведения уголовного дела о контрабанде, и ограничилось административным расследованием (указание неправильных данных в транспортных документах). Но вскоре и административное дело было закрыто «в связи с недостаточностью доказательств вины юридического лица» – ошибся, мол, декларант нечаянно – с кем не бывает?

Российский «сырой мазут»

Российская нефть экспортируется под видом мазута не только из Казахстана, но и напрямую – через порты России, Прибалтики и Украины. Согласно аудиту, проведенному Счетной Палатой РФ, в 2009 году экспорт «сырого мазута» из России составил 10 млн тонн. Но это, видимо, лишь вершина айсберга, поскольку не учитывает операций, совершаемых под прикрытием принадлежащих ВИНКам НПЗ. К примеру, Киришский НПЗ ежегодно перерабатывает до миллиона тонн «сверх своей проектной мощности» (в прошлом (2010) году КИНЕФ переработал 20,43 млн тонн сырья, официально имея возможность перерабатывать лишь 19,8 млн тонн нефти в год). Основные объемы киришского экспорта идут в Таллиннский порт, который официально сырую нефть не переваливает с 2007 года. Но более 500 тысяч тонн в месяц мазута кем-то отправляется из Таллина в США на танкерах, предназначенных для перевозки сырой нефти.

«Транспортировка мазута танкерами, предназначенными для перевозки сырой нефти (crudeoiltankers) иногда практикуется. Но, в отличие от «продуктовозов» (oilproductstankers), которые стандартно перевозят мазут, крупнотоннажные crudeoiltankers, как правило, не оснащены системами подогрева, необходимыми для того, чтобы не дать мазуту застыть в грузовых баках. Поэтому, использование crudeoiltankers в холодное время года для перевозки мазута на дальние расстояния является рискованным и используется лишь в отдельных случаях», – объясняет представитель судоходной компании Minerva Marina Ямиас Джанопулос (Yammias Giannopulos, operations manager, Minerva Marina, Tel. +30 210 8907500).

Однако, при экспорте из Таллинна, владельцы упомянутых танкеров этого риска не боятся. Возможно, потому, что мазут, который они перевозят, соответствует химическим параметрам сырой нефти.

«Сырой мазут» и Беларусь

До утраты нефтяных преференций Минск также активно занимался реэкспортом углеводородов из РФ. В 2009 году через Беларусь только официально было реэкспортировано 2 млн тонн российского бензина и дизельного топлива (в 2009 году в Беларусь из РФ было поставлено 1,3 млн тонн бензина и около 700 тыс. тонн дизельного топлива. - «Аргус Нефтетранспорт», февраль 2011. С. 9-10).  О реэкспорте сырой нефти под видом белорусского мазута можно лишь догадываться. Похоже, что потеряв в прошлом году официальные нефтяные льготы, Минск договорился с некоторыми российскими партнерами о поставках беспошлинного российского сырья в Беларусь иными маршрутами.

Так, например, в январе этого года «Сургутнефтегаз», который снабжает белорусские НПЗ по трубопроводам «Дружба», активно искал дополнительные маршруты поставок в Беларусь нефти Urals. В частности, компания договорилась о перевалке в украинском порту «Южный» – для дальнейшей транспортировки сырья в Мозырь (“По данным участников рынка “Укртранснафта”, контролирующря терминал в Южном, предлагала “Сургутнефтегазу” услуги по перевалке сырья по цене $10/т в январе, когда компания искала маршруты поставок объёмов Urals, предназначавшимся для белорусских НПЗ; тогда ставку за за услуги перевалки удалось снизить до $7/т, однако “Сургутнефтегаз” так и не воспользовался возможностью перевалки в Южном”. - «Аргус Нефтетранспорт», февраль 2011. С. 4). Причина была в том, что в январе «Транснефть» приостановила поставки в Беларусь из-за очередного конфликта между Москвой и Минском, поэтому дружественным Беларуси нефтяникам пришлось искать способы доставить туда нефть конфиденциально – через третьи страны.

Москва и Минск накануне Нового года начали переговоры о формуле цены на беспошлинную нефть для Беларуси, и российские нефтяные компании до 25 января не поставляли нефть в Беларусь, несмотря на подписанные и ратифицированные соглашения по Единому экономическому пространству (ЕЭП). Но в итоге «Сургутнефтегаз» не воспользовался разработанным маршрутом, поскольку в конце января белорусско-российский спор о премиях был урегулирован и компания начала поставлять беспошлинное российское сырье в Беларусь по трубопроводам. Правительство РФ в 2011 году определило 5 поставщиков нефти в Беларусь в текущем году. Это – ОАО "Газпром нефть", ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ, "Роснефть" и, разумеется, "Сургутнефтегаз". Свою сбытовую сеть в Беларуси имеют также ОАО "Газпром нефть", ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ.

Венесуэльский своп

В прошлом году венесуэльское издание ElNacional сообщило, что во время визита в Каракас Лукашенко вел переговоры о закупке венесуэльской нефти с 30%-ой скидкой – по цене «сырого мазута», причем представители Венесуэльской нефтяной компании допускали такую возможность только при использовании свопа.

Участники рынка, комментируя цену венесуэльской нефти для Беларуси и схему ее доставки, также указывают на высокую вероятность того, что поставки осуществляются по свопу с российскими ВИНКами. Необходимость данной операции, очевидно, была вызвана тем, что поставки миллионов тонн «сырого мазута» в Беларусь напрямую, на фоне политического конфликта между Москвой и Минском, могли вызвать санкции Кремля против контрабандистов.

Вместо этого, российские друзья Лукашенко продолжают экспортировать «сырой мазут» в Америку, но продают его там с 30%-ой скидкой Венесуэле, которая использует сырье на своих НПЗ в США или  перепродает своим американским клиентам. Взамен Каракас по той же цене отправляет в Беларусь аналогичные объемы своей легкой нефти марки «Санта Барбара», используя танкеры, которые доставляют в США российское сырье (танкер MINERVA ELEONORA 7 февраля привез груз нефти из Таллина в США, 9 февраля – зафрахтован для транспортировки венесуэльской нефти в Таллин). По прибытии в Таллинн танкеры из Венесуэлы, как правило, там же получают новый груз и везут его обратно в США. Так, например, танкер SAMRAA ALKHALEE 29 января привез 80 тыс. тонн венесуэльской нефти в Таллин, 12 февраля привез 100 тыс. тонн из Таллина в США для трейдера CLEARLAKE, дочерней компании “Гунвор”.

Таким образом, партнеры доплачивают по $30-60 на тонне нефти за обратный фрахт до Америки, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного сырья из РФ, за которые Минск платит на 200-250 долларов меньше мировой цены.

Первые цифры, по утверждению автора, получены следующим образом: танкер MINERVAROXANNE зафрахтован в августе 2010 года за $1,05 млн для доставки венесуэльской нефти в Одессу, стоимость транспортировки одной тонны = $1,05 млн / 80 тыс. т = $13/т * 2 = $26. Танкер MINERVAELEONORA зафрахтован в феврале 2011 года за $2,2 млн для доставки венесуэльской нефти в Таллин, стоимость транспортировки одной тонны = $2,2 млн / 80 тыс. т = $27,5/т * 2 = $55.  

1325774838_224569_95

Должок

Потери российского бюджета от поставок «сырого мазута» в Беларусь могут превышать 500 млн долларов невыплаченных экспортных пошлин только за прошлый год.

Разница между экспортной пошлиной на сырую нефть и тёмные нефтепродукты в апреле 2010 года (на начало альтернативных поставок нефти в Беларусь) = 423,7 - 197,9 = 225,8 доллара за тонну. Разница между экспортной пошлиной на сырую нефть и тёмные нефтепродукты в декабре 2010 года = 303,8 - 116,9 = 191,9. Как утверждает автор статьи, минимальный импорт в Беларусь контрабандной нефти в 2010 году = 2 млн тонн венесуэльской нефти и 700 тыс. тонн казахстанского мазута (реальный контрабандный импорт – выше, поскольку включает в себя и российский "мазут", импортированный через Прибалтику , но точной цифры по этому объему нет). Примерные убытки ФТС от поставок "альтернативной нефти" в Беларусь = (225,8 + 191,9) / 2 * 2,7 млн = 564 млн долларов США.

В прошлом году – убытки намного больше.  Ведь согласно подписанным ранее своп-контрактам, российские ВИНКи продолжают поставлять дешевый «сырой мазут» Венесуэле, которая, в свою очередь, продолжает отправлять в Беларусь танкеры с «Санта-Барбарой». Одновременно Минск расплачивается с поставщиками «сырого мазута», позволяя им реэкспортировать аналогичные объемы углеводородов через Беларусь.

По информации участников рынка, Беларусь в этом году импортировала из России 2,7 млн тонн дизельного топлива и прямогонного бензина. На нефтебазах белорусской компании «Трайпл» в нефтепродукты добавляется 0,2% спирта, что, согласно белорусскому законодательству, позволяет реэкспортировать их в третьи страны беспошлинно – под видом биодизеля и бензина-растворителя. Учитывая, что в РФ такая смесь облагается стандартной пошлиной на нефтепродукты, потери ФТС от данной схемы реэкспорта составили за январь-октябрь более 600 млн долларов.

«Биодизель производится на ОДО "Белнефтегаз" из российского дизельного топлива с примесью 0,2% биодобавок, – пишет "Коммерсант-Украина". – По белорусскому законодательству, такая смесь не облагается экспортной пошлиной, тогда как пошлина на обычные виды топлива составляет 216 долларов за тонну». По этой схеме Беларусь экспортирует более 90% завозимых из РФ нефтепродуктов. Как утверждает автор, об этом ему сообщили участники рынка на условиях анонимности. Источники, разумеется, не раскрываются…

При этом экспортная пошлина на светлые нефтепродукты в январе 2011 = $226,2/т, а единая экспортная пошлина на нефтепродукты в декабре 2011 = $268,3/т. Примерный убыток от реэкспорта 2,7 миллионов тонн светлых нефтепродуктов через Беларусь = (226,2 + 268,3) / 2 * 2,7 млн = 668 млн долларов США (учитывая особые пошлины на бензин, реальные убытки – выше).

И это не считая вероятного реэкспорта российской сырой нефти под видом белорусского мазута. Так в октябре Белорусская нефтяная компания (БНК) заключила с оператором литовского порта Клайпеда беспрецедентно крупный контракт на перевалку мазута – 2,2 миллиона тонн за год – в три раза больше, чем годом ранее. Весь этот объем отдан на откуп «Лукойлу»: торговое подразделение “Лукойла” LITASCO выиграло тендер БНК на экспорт мазута Мозырьского НПЗ с октября 2011 по сентябрь 2012 и сможет отбирать до 2,1 миллиона тонн. Интересно, что “Лукойл” вывозит из Клайпеды часть белорусского мазута танкерами для сырой нефти. Судя по всему, таким способом Минск расплачивается не только за «сырой мазут», но и за азербайджанскую нефть, которую «Лукойл» поставляет в Мозырь по трубопроводу Одесса-Броды.

Правда, основные объемы каспийского сырья Минску продает «Бритиш Петролеум» – оператор и крупнейший акционер месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», где добывается 80% азербайджанской нефти. В прошлом году вице-премьер Беларуси Виталий Семашко подписал в Лондоне контракт, согласно которому  британская компания поставляет в Беларусь сырье Azeri Light при посредничестве SOCARTrading– торговой «дочки» Государственной нефтегазовой корпорации Азербайджана (ГНКАР). Одновременно «Бритиш Петролеум» получает в балтийских портах мазут белорусских и российских НПЗ, часть из которого вывозится в США на танкерах для перевозки сырой нефти.

Примечательно, что российская «дочка» «Бритиш Петролеум» – ТНК-ВР, ведущая против своей материнской компании войну в России, оказалась с ней по разные стороны баррикад и в Беларуси. Судя по гневным репликам Лукашенко, российские совладельцы Мозырьского НПЗ в Беларуси – ТНК-ВР и «Газпром-нефть», поставлять свой «сырой мазут» Минску отказались. «Если хоть одна копейка уйдет на ту сторону (российским акционерам завода), пеняйте на себя», – инструктировал Лукашенко руководителя Мозырьского НПЗ относительно переработки “альтернативной нефти”. «Им не надо было перерабатывать нефть и прибыль не была нужна», – свирепствовал белорусский лидер, вспоминая несговорчивость “плохих нефтяников” (названные компании полностью исполняли официальную квоту российских поставок нефти в Беларусь, поэтому речь, видимо, шла об отказе перерабатывать на белорусских НПЗ дешевый “сырой мазут”). «Вся прибыль от переработки венесуэльской нефти на Мозырьском НПЗ должна остаться в Беларуси, несмотря на то, что более 40% акций завода принадлежит российским акционерам», – заявил в конечном итоге белорусский президент.

Зато для «хороших нефтяников» белорусский руководитель не скупится на почести и награды. К примеру, в прошлом году, в разгар нефтяного конфликта между Минском и Москвой, Александр Лукашенко наградил главу «Лукойла» В. Алекперова орденом «Дружбы народов». В этом году – владелец «Русснефти» получил калийные месторождения в Беларуси: «В придачу к белорусским недрам с бесценным ресурсом в виде калийных удобрений российский миллиардер Михаил Гуцериев получит в Беларуси и более прозаичный, но от этого не менее интересный актив – площадки под застройку отелей и другой недвижимости», – писал по этому поводу белорусский “Ежедневник”.

Недавно Александр Лукашенко с благодарностью заявил, что поставками своей нефти Венесуэла и Азербайджан помогли Беларуси сохранить независимость: «Вы нас просто защитили и спасли нашу независимость и суверенитет, также как и Венесуэла», – заявил белорусский президент первому заместителю премьер-министра Азербайджана Я. Эюбову. Очевидно, речь шла о готовности Уго Чавеса и Ильхама Алиева предоставить политическое прикрытие контрабандным сделкам Минска с российскими нефтяниками. А оплачивает всю эту любовь российский бюджет и счет его потерь идет на миллиарды долларов.

Вывод, конечно, смелый, но, если следовать логике автора – закономерный. Причём про аферы хозяина ОДО "Белнефтегаз" приходилось от других людей слышать.  Потому как, на самом, деле, рентабельность венесуэльско-азербайджанской “операции” до сих пор под сомнением, вообще, проскакивало мнение, что российская нефть даже со  экспортными пошлинами немного дешевле обходится. Однако если вся эта деятельность по обмену “шила” на “мыло” только для прикрытия затеяна – тогда всё становится понятно. Во всяком случае, похоже на правду…

Кстати, раз уж всплыла легендарная “Гунвор”, заметим, что, предположительно, не одни только белорусские “махинации” с нефтью и нефтепродуктами покушаются на российский бюджет, но и ещё махинации собственного руководства и/или “поганых собак” из собственных деловых кругов, в которых их подозревает независимая пресса и независимые аналитики.

По некоторым источникам, первоначально Gunvor/Гунвор – офшорная компания, зарегистрированная на о. Тортола (Британские Виргинские острова), впоследствии выросшая в Gunvor Group Ltd с регистрацией на о. Кипр. “Гунвор Групп” – четвёртый в мире по итогам 2010 года по объёму продаж нефтетрейдер. К 2007 г., по данным Le Monde, группа Gunvor единолично продавала треть российской нефти, идущей на экспорт, то есть 60 млн тонн в год, имея заявленный торговый оборот в $30 млн. В 2010 году продажи компании составили 104 млн тонн нефтяного эквивалента (рост на 11 % по сравнению с предыдущим годом), выручка — $65 млрд (в 2009 году — $53 млрд). В опубликованной WikiLeaks дипломатической переписке США содержится утверждение о том, что до 50 % нефтяного экспорта России может осуществляется через “Гунвор”.

Долгое время “Гунвор” связывается с именем Путина: по утверждению некоторых СМИ, один из двух совладельцев группы Геннадий Тимченко являлся его сослуживцем по Первому главному управлению КГБ СССР. По другой легенде, они познакомились только в 1990-е, когда Путин возглавлял Комитет по внешнеэкономическим связям г. Ленинграда (Санкт-Петербурга) и подружились на почве своей прежней службы в КГБ и увлечения дзю-до. Вскоре Путин уже регулярно консультировал его относительно нефтяной стратегии. И хотя оба всё отрицают (Тимченко отрицает даже службу в КГБ СССР), факты упорны: объём операций Gunvor сильно вырос после того, как Путин стал президентом России. Через эту компанию была направлена большая часть нефтяного экспорта «Газпрома» и «Роснефти». В итоге в статье газеты Le Monde в 2007 года компания была вообще названа «Kremlin Oil».

Что интересно, в интервью немецкой газете Die Welt, опубликованном в ноябре 2007 года, российский политолог Станислав Белковский утверждал, что Владимир Путин «контролирует не менее 75 % Gunvor». Однако в тех же дипломатических депешах США содержится обоснованное недоверие к утверждениям о том, что «… „Гунвор“ принадлежат Путину, так как у премьер-министра нет необходимости в прямом управлении активами, чтобы получать свою прибыль. – [курсив наш. – ББ.]».

Как справедливо подмечено!

Комментариев нет: