четверг, 8 ноября 2012 г.

ЦУДЫ СРЕДИ НАС | Хапун, опивень, лозовик

Низкопоклонство перед Западом, выразившееся в ажиотаже вокруг чупакабры – существа столь же мифического, сколь и заокеанского, – глубоко оскорбило в октябре т.г. патриотические чувства сотрудников «БелГазеты». «Неужто своих, автохтонных чудищ у нас не нашлось?» – вопрошали они сокрушенно. Желая устыдить национально дезориентированных юзеров соцсетей, затеявших камлания вокруг чужеземной твари, корреспондент «БелГазеты» выяснил, какие мифические существа имеют белорусскую прописку.

Оказалось, что автохтонных чудищ в краю синеоких озер – хоть бей лопатой. Об этом в материале Дмитрия РАСТАЕВА “Хапун, опивень, лозовик”.

Более того, воодушевившись  такой темой, сотрудники “БелГазеты” принялись исследовать и современную белорусскую мифологию и, к своему удивлению, обнаружила в ней немало жутких и небезопасных существ.

Об этом, в свою очередь, в редакционном материале “Цуды среди нас”.

Завкафедрой общественных дисциплин и права Бобруйского филиала БГЭУ доктор филологических наук Алексей Ненадовец многие годы посвятил изучению белорусского фольклора и мифологии: ездил по деревням, записывал рассказы сельчан…

Оборотни … любимая тема ученого, ее он подробно исследовал в своей книге «За смугай мiфа».

Если женщины обычно превращались в жаб-рапух, которые забирали молоко у соседских коров и насылали на них порчу, то мужчины, как правило, становились волколаками. Для обращения в волколака достаточно найти три осиновых пня, расположенных один за другим, воткнуть в них ножи лезвиями вверх и через голову кувырнуться над ними…

Когда-то в Беларуси были очень популярны поверья о том, как в волков превращались целые свадьбы. Например, два свадебных поезда не разъехались и поругались между собой, а чародейка, которая это видела, превратила их в волчью стаю. Или на пути свадебного поезда встречался чаровник, его не уважили, и он заколдовал весь поезд…

Еще одно жуткое существо белорусской мифологии – дух болот кадук. Ужасная уродина, по виду напоминающая копну сена. Кадук был царем над злыми болотными духами, хотя сам из своего болота выходил редко – только когда какой-то подчиненный ему дух не выполнял его поручения.

***

Немало в белорусской мифологии и человекоподобных существ. К таковым, например, относятся вужалки – дочери ужиного князя. С виду это молодые красивые девчата, сидящие на ветвях и расчесывающие свои золотистые волосы. Вужалки так похожи на людей, что с ними можно было бы весело проводить время, если бы не одно но: вместо ног у вужалок змеиный хвост… Хотя, может, оно и к лучшему: несмотря на то что сами вужалки не делали человеку никакого зла, вокруг места, где они сидели, кишмя кишели разные гады – таким образом ужиный князь охранял своих дочек.

Куда менее приятным существом был хапун – скрюченный дедок с длинной седой бородой и большим мешком. Им… пугали непослушных детей: дождавшись, когда такой ребенок отойдет далеко от дома, хапун сажал его в мешок и уносил к себе в темный лес. Никому не удавалось сбежать от хапуна, вырастая же, такие дети и сами становятся хапунами.

Не менее коварен и лозовик – старый  одноглазый карлик с огромным хлыстом, живущий в маленьком домике на болоте. Дом лозовика недоступен для людей: когда человек приближался к нему, дом удалялся и заводил беднягу в гиблую топь.

7

… зашуганный хапуном и запутанный лозовиком, белорус рано или поздно сталкивался с опивнем – нечистиком, склоняющим людей к пьянству. Опивень с удовольствием составлял компанию любому желающему, пил наравне и щедро подливал в рюмку, но сам никогда не пьянел.

Чрезмерное общение с опивнем приводило к знакомству с бадзюлей – неопрятной женщиной со свисающей до живота грудью. Встреча эта становилась для белоруса роковой: он начинал пить по-черному, пускал на ветер все нажитое имущество и, оставшись ни с чем, шел по миру.

6

Современная белорусская действительность, политическая, в первую очередь, позволила появится на свет новому поколению нечисти, невиданной доселе – телевику, ЦИКакабре, дожиночнику и процветуну. Но и прежние никуда не исчезли, просто приобрели иной смысл (хапун, например), иные так вообще персонифицировались, явившись в мир в человеческом обличьи. Догадайтесь кто…

Телевик живет в квартирах и домах. Как правило, в углу, реже – на стенке. Имеет пульт дистанционного управления. Иногда покрыт салфеткой с национальным узором. Опасен тем, что убивает время и разъедает мозг. Попав в лапы телевика, человек перестает ориентироваться в реальности и начинает жить иллюзиями. Окончательно… избавиться от его морока можно, только держа фигу в кармане и читая заклинание: «Бульба-Кришна, Бульба-Рама, не страшна нам «Панорама»! Харе чарка, Харе шкварка, згiнь, хлуслівая пачварка!»

ЦИКакабра обитает в школах, общежитиях, домах культуры и т.п. Раз в два года просыпается и превращает окружающее пространство в избирательный участок, где начинает пожирать голоса избирателей. В перерывах между выборами предположительно питается борщом. Если на избирательном участке завелась ЦИКакабра, участок нужно окропить ОБСЕной водой и совершить обряд наблюдения.

Дожиночник, в свою очередь, скитается по городам и весям. Впивается в городские, областные и республиканские бюджеты, сосет грошы. Пускает в глаза пыль и наводит туман. В тумане жизнь кажется прекрасной, улицы – чистыми, а дороги – ровными. После того как туман рассеется, жизнь снова становится серой, дороги ухабистыми, а на чистых улицах проваливается плитка. Изжить дожиночника нельзя, но чтобы не попасть под его наваждение, время от времени нужно съезжать куда-нибудь подальше…

Процветун живёт на всей территории республики. Устойчив ко многим видам магических воздействий, в т.ч. к ритуалу выхода на Плошчу. Единственное, чего Процветун не выносит, – улыбок и смеха над собой. В лучах улыбки становится мелким, жалким и нестрашным.

Аминь…

Комментариев нет: