Всякий раз, когда у нас повышают цены, чиновники успокаивают: все равно недоплачиваете. Мы не раз слышали о том, что значительную часть стоимости талончика, коммуналки, образования и так далее государство платит за нас. Правда, в будущем планируется, что платить за все мы будем из своего кармана. А цены на многие товары должны и вовсе сравняться с соседями – чтобы не было угрозы дефицита. Но и зарплату тогда обещают другую, побольше нынешней.
«Комсомолка» посмотрела, сколько денег потребовалось бы среднестатистическому белорусу в месяц, если бы за все мы сейчас платили по полной.
Проезд в городском транспорте
Сейчас талончик в столице стоит 1700 рублей. Но столичные чиновники уверяют, что 65% затрат на наши поездки с работы на работу компенсируется из бюджета. А по словам мэра Минска Николая Ладутько, талончик должен стоить 5 тыс. рублей.
Итого: если ездить на транспорте два раза в день, сейчас за месяц уходит 105400 рублей, а будет 310 тыс. рублей.
Жировка
После того как включили отопление, стандартная двушка, в которой живет семья из четырех человек тянет примерно 230-250 тыс. рублей. Однако, по словам замминистра ЖКХ Анатолия Шагуна, это возмещает не больше четверти от всех затрат.
Итого: чтобы возместить все затраты, сумма в жировке за двушку должна быть около 960 тыс. рублей.
Свет
Допустим, наша среднестатистическая семья сжигает за месяц 150 киловатт/час и платит за это 43,5 тыс. рублей. Но, по подсчетам энергетиков, это всего 35% от всех затрат.
Итого: за свет нам нужно на самом деле платить 130 тыс. рублей.
Бензин
Литр ходового 92-го после последнего подорожания обходится в 6950 рублей. Предположим, наш среднестатистический белорус каждый день на машине не ездит, но по выходным выезжает за город на дачу и расходует на это по 10 литров топлива. В месяц – 40. В деньгах это около 280 тыс. рублей. Но чиновники не раз говорили, что цены на топливо у нас должны быть такие, как у соседей. То есть литр бензина должен стоить примерно 7260 руб.
Итого: на бензин потребуется 290 тыс. рублей. Разница, как видим, не слишком большая.
Продукты
Мясо, фрукты и овощи мы решили не считать - они у нас и так стоят часто дороже, чем в соседних странах. Для примера взяли молоко. Литр молока в тетрапаке стоит примерно 7900. Россияне за него платят 10,2 тыс.
Итого: за месяц среднестатистический белорус употребляет около 20 литров молочных продуктов. Если считать только по молоку, выходит, что тратить на него будем не 150 тыс. рублей, как сейчас, а чуть больше 200.
Обеды для школьника
Если ребенок ходит в продленку, то на его обеды родители тратят около 100 тыс. в неделю. Чиновники уверяют, что эта сумма покрывает примерно 40% всех затрат.
Итого: если платить за еду школьника по полной, то потребуется уже 250 тыс. рублей. В месяц – 1 млн. рублей (вместо 400 тыс. рублей)
Учеба в университете
За «гранит науки» для бюджетников у нас, как известно, платит государство. Считается, что образование у нас бесплатное. Но затраты известны: министерство подсчитало, что один студент обходится казне в 18 млн. рублей в год.
Итого: если разбить эту сумму по месяцам, за учебу пришлось бы отдавать по 1,5 млн. рублей в месяц.
СЧИТАЛКА «КП»
Чтобы за все платили сами белорусы, а не государство, зарплата должна быть чуть больше 1000$. Если государство перестанет покрывать часть наших расходов из бюджета, то за все вышеперечисленное мы заплатим 4 млн. 390 тыс. рублей (вместо нынешних 1 млн. 78 тыс. рублей). Сколько же мы должны получать, чтобы потянуть эти расходы? Какой-то методики, позволяющей высчитать, сколько процентов от своего дохода должен тратить человек на молоко или бензин, нет. Но примерно мы все-таки прикинули.
В американской книжке «Все ваше благосостояние: главный денежный план на всю жизнь» ("All Your Worth: The Ultimate Lifetime Money Plan"), написано, что финансы нужно делить на три части. Это необходимые траты (оплата жилья, транспорта, продукты, одежда и так далее), желанные (украшения, походы в рестораны, книги и так далее) и сбережения (или погашение долгов). Причем на необходимое должно уходить 50%, а на желанное и сбережения по 30 и 20% соответственно.Очевидно, что все наши расходы, перечисленные выше, явно относятся к категории необходимых.
Выходит, – делает вывод автор “КП” Ольга АНТИПЕНКО, – наша зарплата должна составлять почти 9 млн. рублей. Кто-то может возразить: мол, не у всех есть такие траты, как оплата учебы детей в университете, а кто-то молоко и вовсе не пьет. Но, с другой стороны, мы не включили сюда расходы на другие продукты или медицину.
***
КОММЕНТАРИЙ ЭКОНОМИСТА
«Если на все будет установлена реальная стоимость, белорусы научатся экономить»
- На мой взгляд, лучше платить высокие зарплаты и заставлять людей платить за ЖКХ и транспорт полностью. Это элементарный вопрос экономической свободы. Например, практически все мы едим хлеб, но если государство уменьшит наши зарплаты и будет выдавать на ту же сумму какое-то количество буханок в месяц, мы вряд ли будем счастливы, ведь наша свобода выбора (не есть хлеб или купить чуть меньше хлеба и чуть больше молока) была ограничена, – считает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Катерина БОРНУКОВА. – То же самое происходит и с дотируемыми товарами. Во-первых, за транспорт, например, из-за дотаций платят и те, кто общественным транспортом не пользуется. Во-вторых, опять же, дотации получают не только те слои населения, которые в них в первую очередь нуждаются, но и те, кому помощь государства не нужна. Например, состоятельные люди, которые ни в метро, ни в трамвае не ездят. Поэтому будет эффективнее прекратить дотации, поднять тарифы и зарплаты, а также направить деньги на адресную социальную поддержку тем, кому она необходима.
У этой проблемы есть и второй аспект – экономное расходование ресурсов. Низкие спонсируемые государством цены на электроэнергию и отопление, например, не мотивируют население к экономии. Если мы будем оплачивать реальную стоимость услуг, мы будем бережнее расходовать энергию, а это уже вопрос не только экономики, но и экологии. Главное – при отказе от дотаций не забыть увеличить адресную социальную поддержку.
И тут добавить нечего – адресную поддержку придётся увеличивать. Но уже опыт был, и негативный: когда после отмены ряда социальных льгот в 2007 году оказалось, что экономический эффект оказался НЕ ТАКИМ, чем планировали, а в итоге нагрузка на бюджет ещё и ВЫРОСЛА.
Впрочем, глава белорусского государства уже как-то заметил, что если мы хотим зарплату в 1000$, то и платить будем за всё по полной. Теперь всё происходит строго наоборот: поскольку пытаются брать по полной, то и пусть платят обещанное. Но где же деньги достать на повышение зарплат, как не у того же населения? Так что сначала повышение тарифов, и только потом – доходов. Как говорится, вечером деньги, утром – стулья, утром деньги, вечером – стулья. И никак иначе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий