воскресенье, 19 февраля 2012 г.

БЕЛОРУССКИЕ НОВОСТИ | Догнать и перегнать Ботсвану ….

Догнать Ботсвану — вот лозунг белорусского образованияБолонский комитет, в состав которого входят представители экспертного сообщества и ряда общественных организаций, ещё 9 декабря направил в Болонский секретариат альтернативный доклад о готовности белорусского высшего образования к включению в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО). Главный вывод доклада заключается в том, что вступлению Беларуси в Болонский процесс должна предшествовать реформа системы образования. В итоге, рабочая группа Болонского процесса, заседание которой проходило 18-19 января в Копенгагене, пришла к выводу о неготовности Беларуси присоединиться к Европейскому пространству высшего образования.

26-27 апреля 2012 года на саммите министров образования 47 стран, подписавших Болонскую декларацию, должно быть принято решение о присоединении Беларуси к ЕПВО.

Между тем, по мнению общественного Болонского комитета, ряд особенностей белорусского образования не позволяют начать включение Беларуси в Европейское пространство высшего образования в 2012 году. В комитете считают, что для Беларуси будет лучше, если на саммите министров образования европейских стран нам рекомендуют, прежде чем приступить к вступлению в Болонский процесс, начать не техническое, а структурное изменение системы образования. И после демонстрации успехов вернуться к вопросу на очередном заседании министров в 2015 году.

Пока же ответы на некоторые вопросы, касающиеся фундаментальных принципов европейского образования, дают понимание того, что наша система образования не только отличается от европейской, но и во многом противоречит ее сути.

Об этом интернет-издание NAVINY.by писало ещё в середине декабря в материале «Догнать Ботсвану — вот лозунг белорусского образования».

Существует ли в Беларуси университетская автономия?

На этот вопрос рабочая группа Болонского комитета однозначно отвечает «нет». Между тем именно академические свободы и автономность университетов являются столпом европейского образования.

Владимир Дунаев. Фото tut.byЧлен комитета профессор Владимир Дунаев на пресс-конференции в Минске 13 декабря подчеркнул, что Беларусь — единственная страна Европы, которая не присоединилась к Болонскому процессу.

По мнению авторов доклада, Кодекс об образовании, вступивший в силу в 2011 году, лишает университетское сообщество каких-либо инструментов влияния на процесс управления вузом и «демонстрирует приверженность законодателя к превращению университетов в структуры государственного аппарата». Владимир Дунаев отметил, что ректоры, которые являются руководителями советов вузов, не выбираются советом и не подотчетны академическому сообществу.

Отсутствие реальной университетской автономии «облегчает использование вузов для политических целей, в том числе для преследования оппонентов власти и инакомыслящих».  Администрации вузов обслуживают политические интересы власти: «В частности, студентов принуждают к досрочному голосованию, исключают участников мирных протестов и оппозиционных организаций, осуществляют политический контроль студенческого самоуправления».

По словам Владимира Дунаева, на первом этапе условием приема Беларуси в число стран, подписавших Болонскую декларацию, должно стать
прекращение отчисления и применения иных форм наказания студентов за участие в политических акциях или в деятельности независимых, в том числе незарегистрированных, общественных организаций. Также важным условием является «прекращение увольнений, угроз увольнений или иных форм давления на преподавателей, других сотрудников вузов за аналогичные действия».

Дунаев подчеркнул, что высшие учебные заведения не должны брать на себя функции правоохранительных органов и принимать участия в политических репрессиях.

Светлана Мацкевич. Фото bel.bizЭксперт Агентства гуманитарных технологий, кандидат педагогических наук Светлана Мацкевич, которая является членом общественного Болонского комитета, отметила, что в вузах Беларуси существует негласный запрет на профессию по политическим причинам. Она считает проблемой то, что в стране работает система кураторства вузов со стороны Комитета государственной безопасности: «На каком основании КГБ вмешивается в дела вузов? Хоть не принято в интеллигентном европейском обществе говорить об этом, но эта проблема есть. С таким багажом входить в европейское сообщество стыдно».

Существует ли у нас система двухступенчатого высшего образования?

В процессе работы над альтернативным докладом эксперты пришли к заключению, что заявленная Минобразования двухступенчатая структура высшего образования Беларуси не соответствует принципам, лежащим в основе болонской архитектуры трех циклов — бакалавр-магистр-доктор. В докладе отмечается, что принципиальные расхождения в конструировании образовательных циклов затрудняют гармонизацию белорусской и европейской образовательных систем. Из-за этого возникают значительные трудности в сфере признания дипломов, академических степеней и квалификаций. «Наша система образования, накладываясь на европейскую, создает только помехи для понимания природы той или иной ступени образования. Таким образом, возникают проблемы признания в Беларуси дипломов, полученных за рубежом. Отсюда возникают проблемы мобильности студентов», — отметил профессор Дунаев.


Есть ли мобильность у студентов и преподавателей в Беларуси?

И здесь ответ «нет», хотя академическая мобильность является частью Болонского процесса. В альтернативном докладе отмечается, что высшее образование Беларуси не готово к тому, чтобы в максимальной степени использовать возможности академической мобильности для повышения качества подготовки специалистов. Нормативная база не создает условий для признания результатов обучения в зарубежных вузах.

Владимир Дунаев особо подчеркнул, что до последнего времени правительство не финансировало программы академической мобильности — они осуществлялись по линиям различных фондов или в рамках сотрудничества вузов с организациями за рубежом. «Заявленное в последние дни создание государственной программы для обучения сроком до одного года 50 белорусских студентов за рубежом только подчеркивает равнодушие власти в этом вопросе, — отмечает Дунаев. — На фоне потока академических беженцев, покидающих Беларусь по причине академических репрессий (только по программе Калиновского в этом году уехало 149 человек), крохотный ручеек официальной мобильности выглядит просто попыткой угодить Болонскому секретариату перед министерским саммитом 2012 года. Получается, гора родила мышь».

Для сравнения Владимир Дунаев привел ситуацию в Казахстане, где за последние годы более пяти тысяч студентов за счет средств президентской программы получили высшее образование в лучших университетах Европы и США. «Чтобы выйти на уровень Казахстана, Беларуси потребуется лет сто», — отметил Дунаев.

Есть ли объективная оценка качества белорусского образования?

Система контроля качества образования в Беларуси не соответствует европейским подходам, считает Светлана Мацкевич. «Качество образования понимается не столько как способность выпускника решать конкретные производственные задачи, сколько как соответствие образовательным стандартам, устанавливаемым самим Минобразования с минимальным участием студентов и работодателей», — сказала она.

Не соответствует нормам ЕПВО и то, что в стране нет независимой экспертизы качества. Таковой может стать оценка работодателей или проведенная независимая, а не ведомственная оценка. Меж тем в Беларуси никогда не проводилось внешней оценки качества высшего образования.

Светлана Мацкевич считает, что действующая система управления в образовании не позволяет адекватно оценить то качество образования, которое есть в Беларуси. Эксперт подчеркивает, что качество есть результат некой деятельности. Таким образом, необходимо перестаивать процесс образования внутри учебных заведений, а не только систему оценки качества.

Таким образом, мы снова возвращаемся к системе отношений, которые складываются в образовании. Мацкевич подчеркнула, что в Беларуси существуют альтернативные идеи развития образования: «Есть готовые альтернативные концепции реформы образования. Долгое время их реализация сдерживается системой политических отношений в системе образования».

Если страна включится в Болонский процесс, в Европе никто за нас наши проблемы решать не будет, уверена Светлана Мацкевич. Включение в европейские процессы не означает, что кто-то другой, а не Беларусь, будет приводить белорусское образование к стандартам европейского.

Владимир Дунаев обратил внимание на то, что в рейтинге ООН Беларусь по уровню образованности находится на 26-м месте, а по уровню ВВП на душу населения — на 66-м: «Если народ высокообразованный, качество человеческого капитала должно быть высокое, и, соответственно, должно быть высоким развитием экономики. Однако здесь все по-другому. Нам бы по уровню ВВП догнать Панаму и Ботсвану. Думаю, можно сказать, что «догнать Ботсвану» — лозунг белорусского образования».

Таким образом, члены Болонского комитета считают необходимым воспользоваться процессом вступления в Болонский процесс для того, чтобы реформировать белорусское образование. Для этого разработана дорожная карта.

Прежде всего необходимо, полагают ее авторы, как минимум ввести выборы ректоров, избавить студенческое самоуправление от политического контроля БРСМ и идеологической вертикали власти…

Комментариев нет: