пятница, 3 февраля 2012 г.

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС | … и белорусское высшее образование

imageС самого начала никто из нас не питал никаких иллюзий по поводу присоединения Беларуси к Болонскому процессу. На том лишь основании, что, как заметил итальянский философ Умберто ЭКО: “Учреждение Университета (кстати, в Средневековье “Университет” значило именно Болонский университет) стало огромным событием, потому что установило необходимость существования образовательной институции, которая не только независима от политических и религиозных властей, но и каждый преподаватель в ней идеологически независим от самого университета. Революционная идея, сделавшая возможным прогресс западной науки". Что-то подобное мы можем сказать хоть об одном белорусском высшем учебном заведении? Вот и получили. Как говорится – за что боролись, об то и напоролось.

“Белорусские новости” пишут, что рабочая группа Болонского процесса, заседание которой проходило 18-19 января в Копенгагене, пришла к выводу о неготовности Беларуси присоединиться к Европейскому пространству высшего образования.

Как сообщает Министерство науки, инноваций и высшего образования Дании, в заседании принимали участие все 47 стран-участниц Болонского соглашения. По оценке Рабочей группы Болонского процесса, которая изучала белорусскую заявку, Беларусь в настоящее время не соблюдает принципы и ценности Болонского процесса. Прежде всего, речь идет об академических свободах, институциональной автономии и самоуправлении в системе высшего образования.

Как сообщил Naviny.by член общественного Болонского комитета профессор Владимир Дунаев, решение Болонской группы не окончательное, носит рекомендательный характер. Все точки над «і» европейские министры образования расставят на своем заседании 26-27 апреля в Бухаресте.
Вместе с тем, по мнению Владимира Дунаева, «очень важно, что рабочая группа указала на то, что вопреки утверждениям Министерства образования о готовности Беларуси к вступлению в Европейское пространство высшего образования, есть существенный разрыв между ценностями, целями европейской и белорусской систем высшего образования».

Профессор Дунаев подчеркнул, что речь идет не о технической стороне образовательного процесса, которую можно легко изменить, а о ценностях. Это вызов для белорусских властей, считает эксперт. Если в отношении каких-то технических вопросов в Европе могут проявить гибкость, то в отношении таких ценностей, как академические свободы и соблюдение прав студентов, заявление имеет бескомпромиссный тон, говорит Дунаев.

Это означает, что на данном этапе нужно заниматься не архитектурой образования, а, прежде всего, ценностями: «Это болезненный процесс, но что-то надо делать. Пойдут ли власти на болезненные реформы, касающиеся императивов академической жизни, трудно сказать. Однако вызов брошен, задачи сформулированы».

Владимир Дунаев также отметил, что общественный Болонский комитет разработал дорожную карту для Беларуси по вхождению в Болонский процесс.

На первом этапе условием приема Беларуси в число стран, подписавших Болонскую декларацию, должно стать прекращение отчислений и применения иных форм наказания студентов за участие в политических акциях или в деятельности независимых, в том числе незарегистрированных, общественных организаций. Также важным условием является «прекращение увольнений, угроз увольнений или иных форм давления на преподавателей, других сотрудников вузов за аналогичные действия».

Восстановление выборности ректоров и их подотчетности академическому сообществу является важной составляющей движения к Болонскому процессу, считает Владимир Дунаев. Необходимо, полагают авторы дорожной карты, чтобы в вузах студенческое самоуправление было избавлено от политического контроля Белорусского республиканского союза молодежи и идеологической вертикали власти…

Пока же говорить о намерениях системы образования Беларуси соответствовать модели европейского образования не приходится, поскольку, по словам Дунаева, «факты отчисления студентов по-прежнему фиксируются»...

Впрочем, наши в лице ответственных лиц, постепенно переходящих в безответственные, тут же обиделись и углядели за этим попытку «замешать образование с какими-то политическими вещами»? Однако, кажется, бывший проректор ЕГУ Дунаев ясно выразил общую установку на примат, в данном случае, именно политических требований европейского образовательного сообщества к белорусским властям, требований пересмотреть свою политику в отношении собственных образовательных учреждений. А то кто-то хочет и рыбку съесть, и ничего не менять. Как заметил летом глава государства, что его «настораживает, не потребуется ли проведения реформ в дальнейшем с присоединением к этой декларации. Нам нужна нормальная система образования, ориентированная на нашу экономику, прежде всего, на наше общество, на нашу страну. Нам не надо бежать ни за какими государствами и странами».

В общем, за “цивилизованным миром”  нас снова не поведут. Может, сами пойдём?


 

 

 


/

Комментариев нет: