“Есть у белорусской власти корпоративный любимчик из трех букв – АПК”, – утверждает белорусский оппозиционный экономист Ярослав РОМАНЧУК на страницах “БелГазеты”, и нам приходится только согласится с такой констатацией.
“В стране с мощными деревенскими корнями большинства представителей вертикали, – продолжает он, – господдержка сельского хозяйства воспринимается как поддержка национальной истории, семейных традиций и своей родины. Такое фатальное отождествление блокирует логику и предложение рассматривать сельское хозяйство всего лишь как один, далеко не самый ценный, сектор экономики…
… люди, которые сегодня формируют экономическую политику и распоряжаются бюджетом, все еще живут категориями 1960-70-х гг., когда сельское хозяйство и село охватывали большую половину населения и примерно столько же экономики страны. Они получали образование и ученые степени именно тогда, во время брежневского застоя и андроповской борьбы за дисциплину и порядок. Ментальность людей меняется очень медленно, особенно если она прочно отгорожена от интеллектуальной и научной конкуренции стенами высоких чиновничьих кабинетов.
Между тем в мировом сельском хозяйстве произошли как минимум две зеленые революции, резко повысившие производительность труда. Сегодня около 2% населения развитых стран кормит не только себя, но и заваливает мир дешевым продовольствием… А Беларусь остается страной с глубоким комплексом долга ставших большими городскими начальниками чиновников/политиков перед сельским хозяйством…”
Впрочем, это глубокое чувство долга реализуется как-то странно. Во всяком случае, не всегда без пользы для самого носителя этого чувства. Реализация его может предполагать определённые дивиденды в монетарном или моральном плане.
“Во-первых, они думают, что раз они из деревни, то они по умолчанию знают сельхозпроизводство и могут считаться специалистами в нем… – пишет автор. – Поэтому агрофилы лоббируют то, что знают.
Во-вторых, у них остались крепкие связи с местной номенклатурой, частью которой они были. Они составляют совместные планы и программы по освоению бюджетных средств со взаимной выгодой всех сторон и минимальной опасностью раскрытия коммерческой сути таких связей.
В-третьих, сметы на поддержку сельхозпроектов можно составить так, чтобы минимизировать опасность попасть в тюрьму за мошенничество и злоупотребление служебным положением. В случае чего можно списать провал на плохую погоду, долгоносиков или изменение наклона оси Земли.
Наконец, сам президент тоже агрофил, что существенно облегчает работу для аграрного лобби на этапе выбивания бюджетных ресурсов и потом – на стадии отчетности о часто бездарно зарытых в землю госресурсах. При такой постановке вопроса денег никто не считает…”
оригинальный текст тут
Комментариев нет:
Отправить комментарий