понедельник, 6 февраля 2012 г.

ГОЛОС АМЕРИКИ | «Они хотят быть равноправными гражданами, а не подданными…»

Так сформулировал специфику жизненной позиции успешных российских молодых людей ученый-социолог, профессор ГУ-ВШЭ, зав. кафедрой "Социально-экономических систем и социальной политики” Овсей ШКАРАТАН в интервью «Голосу Америки». Интересно, что «в первую очередь, что это люди, в большинстве своем не воспринимающие Запад как модель», – утверждает социолог. Запад им уже хорошо знаком, а потому больше неинтересен.

Снова сторонники “третьего пути”? Похоже, что так, тем более, что “интерес к опыту Сингапура и Южной Кореи среди них встречается часто. Еще одна важная деталь: наиболее бесспорный герой для них – это Алексей Навальный», – утверждает российский социолог.

«Это началось два-три года назад,продолжает профессор. – Я давно работаю с продвинутой и зажиточной российской молодежью. С той самой, которую можно назвать перспективной. Откровенно говоря, я и сам не до конца понимаю, что изменилось в их сознании. Но, так или иначе, они решительно, наотрез не желают уезжать из России на всю жизнь. Просто не рассматривают этот вариант. Другое дело – на время: чаще – в Европу; Америка все-таки далеко. Они говорят: “Овсей Ирмович, дайте рекомендацию: мы хотим там защититься – а потом вернуться. Устроиться здесь, купить квартиру” и т.д. И вот с этим-то дальнейшим устройством… не все в порядке – даже для самых благополучных. В первую очередь, потому что все это чаще всего сводится к государственной службе. А это нравится не всем».

«Они очень активны… Они участвуют во всевозможных встречах и семинарах, в движении, связанном с борьбой против коррупции. Повторяю, они проявляют активность, неожиданную активность. Эти ребята не просто ищут способ заработать – они еще студентами хорошо зарабатывали. Они хотят быть гражданами – равноправными гражданами, а не подданными. Не берусь судить, какой процент населения они составляют. Но любопытно, что почти все они тем или иным образом знакомы друг с другом – и не только через социальные сети. Чаще всего это студенты элитных вузов – МИФИ, МФТИ, МГУ, ВШЭ. И вот теперь эти вроде бы благополучные детишки зашевелились. В стране появились люди, готовые на многое для того, чтобы здесь стало иначе…».

Росли они незаметно. «Долгое время, – продолжает московский социолог, – наши оппозиционеры – взять хотя бы еще не полностью вымерших шестидесятников – были генералами без войска. Войско выросло автономно… Роль учителей сыграли другие – люди, немногим старше самих демонстрантов. Поучившиеся в ведущих университетах Запада и сформировавшиеся под их влиянием. Свободно владеющие английским, а зачастую не только английским. Люди, включенные в мировую культуру. И, кстати, резко критически относящиеся к любым проявлениям бесчеловечности – в том числе и на Западе».

«Это – не западники, хотя бы потому, что они жили на Западе годами и знают его гораздо лучше, чем, скажем, профессура моего поколения. Что-то им нравится, что-то нет, но как единственно возможную модель они западную демократию, безусловно, не рассматривают. Не слишком вдохновляют их и идеалы демократии. А вот интерес к опыту Сингапура и Южной Кореи среди них встречается часто. Еще одна важная деталь: наиболее бесспорный герой для них – это Алексей Навальный».

Антикоррупционный пафос плюс национальная идея? «Да, они – националисты. Конечно, те, кто вышел в свое время на Манежную, – не их толпа. Но они бы с ней взаимодействовали. Как бы то ни было, случившееся – не случайная истерика. К этому шло. Они хотят жить в серьезной стабильной стране, где у власти стоят серьезные и грамотные люди. Повторяю, я не твердо убежден в их демократизме. Но в том, что нынешних управляющих нашей страны они не считают ни грамотными, ни компетентными, сомневаться не приходится».

Впрочем, в том же интервью О. Шкаратан отмечает, что речь идёт всё же о столичной молодёжи, и что выходцы из провинциальных городов ведут себя принципиально иначе. Каналом социальной мобильности для провинциалов всё же чаще выступают армия и правоохранительные органы, а не престижные вузы: «Тем более что им очень много было дано: право бить, убивать, насильничать», – отмечает социолог.

«Все эти люди [“силовики”, военнослужащие] – хотя их и обманывают, и платят им гораздо меньше, чем обещали, – видят, что власти о них думают, и что платят им гораздо больше, чем раньше. И для молодого человека из глухой провинции, из глухоманного русского городишки, это – деньги. Тем более, из городишки обреченного, вымирающего за счет алкоголизации, наркотизации и просто безработицы… А потому за свои офицерские и сержантские надбавки эти люди будут держаться зубами».

Это – “другая” Россия: голодная, озлобленная, завидующая и ненавидящая столичный “гламур”. И с этим связана и определённая опасность для будущего России

«…люди из провинции – поставляющей молодежь, получающую деньги за защиту власти, – эти настроены более агрессивно… Я со времен Хрущева не помню такого периода, чтобы у нас так издевались над заключенными, да и просто над арестованными. Все делают вид, что этого… почти нет. А это приняло массовый характер… А знаете, сколько в стране арестованных предпринимателей? Около трехсот тысяч! А тут еще премьер, у которого двадцать шесть дворцов, – и борющийся против введения прогрессивного подоходного налога. Защищающий интересы этого гламурного… мирка. Но теперь все это начнет вызывать бешеное сопротивление…»

PS А белорусы – это вообще нация провинциальных городов, и граница между столицей и провинцией сугубо административная. И конкурс в профильные “силовые” учебные заведения (Академию МВД и Военную академию) – около 3-х чел. на место, хотя и различается в зависимости от специальности. Это примерно столько же, сколько в Академии управления при Президенте РБ. М-да…

Ну, это объяснимо – у военных всё же и з/п поболей будет, и пенсия обеспеченнее, и квартиры до сих пор под льготный процент строить позволяют. А что нужно деревенскому? Канал социальной мобильности…

А одной из самых популярных профессий в ВА РБ, к слову, из года в год является «Идеологическая работа в подразделениях Вооруженных Сил» (2,87 чел./место), однако лидировали по количеству поданных заявлений Факультет правоведения, готовящий “военных юристов” (3 чел./место) и  Факультет экономики и управления на предприятии со специализацией «Финансовое обеспечение и экономика боевой и хозяйственной деятельности войск» (2,9). Замыкает число лидеров специальность «Тыловое обеспечение войск (обеспечение горючим)» (2,33).

Ага, есть “такая профессия – Родину расхищать”! Но лишь бы в г…не не лазить…

И в Академии МВД та же картина – “Правоведение”  на Уголовно-исполнительном факультете (3,3) и “Правоведение”  на Факультете милиции (2,7) с дальнейшим присвоением квалификации “юрист”, ненамного отстала специальность «Экономическое право» со специализацией «Оперативно-розыскная деятельность» (2,6). Впрочем, хороший конкурс оказался ещё и на специальность «Судебная экспертиза» (2,85).

А ведь кто-то говорил, что “наплодили "экономистов", "менеджеров", "финансистов", "юристов", которым стало проблематично найти соответствующую работу… Куда таких девать горе–юристов?” Продолжают плодить? Ведь отработав необходимое время по контракту (распределению), они в-основном снова превращаются в “гражданскую молодёжь”, хотя уже и с опытом работы по выбранной профессии! И тем самым увеличивают конкуренцию на рынке труда!

Кстати, популярность “военных” и “милицейских” ВУЗов связана ещё и с тем, что курсанты поступают на полное гос.финансирование: казарма, обмундирование, денежное довольствие, – что для семей с низким доходом ох как хорошо.

Так что именно что – “канал социальной мобильности”…

 

 

Комментариев нет: