У каждого времени – свои герои. Иногда под видом героев в нашей истории выступали псевдопатриоты и лжелидеры. Но время все расставляет по своим местам. Многие незаслуженно забытые или несправедливо дискредитированные по идеологическим соображениям исторические фигуры сегодня реабилитированы, их роль и значение переосмыслены с учетом новых знаний, в отношении некоторых еще предстоит восстановить историческую справедливость. Об этом в конце августа писал белорусский еженедельник “Обозреватель” (№33 (468) от 29.08.2011).
Это кропотливая, подчас незаметная, но крайне важная для роста национального самосознания работа. Нация должна иметь и знать своих героев. Их наличие исподволь формирует чувства гордости за свою страну и любви к ней. Кто из наших прославленных соотечественников вправе зваться национальным героем? Так ли просто это бывает определить? Об этом разговор Ольги ПОКЛОНСКОЙ с историком, кандидатом исторических наук Сергеем ТАРАСОВЫМ.
О ЧЁМ ГОВОРИТ УЛИЧНЫЙ ОПРОС?
– Судя по ответам наших респондентов, можно говорить о явной десоветизации массового сознания.
– Десоветизация сознания однозначно происходит. Я сужу об этом хотя бы потому, что некоторые мои студенты не могут даже расшифровать аббревиатуры БССР, КПСС и т.д. Советская эпоха кончилась. Ее лидеры ушли в тень, они не представляют сегодня для белорусов большого интереса, не выглядят национальными героями. За исключением, пожалуй, Петра Машерова, который заслуженно не забыт. Он на самом деле был героем – единственным Героем Советского Союза среди первых секретарей ЦК компартий союзных республик бывшего СССР, получившим орден за боевые заслуги в Великой Отечественной войне.
– А что бы вы еще могли сказать по поводу ответов наших респондентов?
– Лидером вашего опроса стал Костюшко. Если быть объективным к нашей истории, с ним не все так просто. Костюшко, по большому счету, не наш герой. Он участвовал во Французской революции, в войне Соединенных Штатов за независимость, там стал национальным героем. Есть город Костюшко, памятники в Кливленде, Чикаго, Милуоки, Вашингтоне, Кракове, Лодзи и Салюре (Швейцария). Самая высокая гора в Австралии названа в его честь. Но целью восстания, которое он поднял на родной земле, было восстановление Речи Посполитой и возврат к Конституции образца 1791 года. А эта Конституция не предусматривала существования белорусской государственности даже в виде федеративного образования. Кастусь Калиновский как борец с самодержавием проходил героем и в советской историографии. Сейчас мы более полно представляем значение этой фигуры для белорусов, для осознания народом его национальной самостоятельности, независимости, права иметь свое государство. Скорина – это очень крупная фигура в истории нашей национальной культуры. Отрадно, что в массовое сознание это имя вошло и его заслуги признаны. Василий Быков, Владимир Короткевич – эти люди, безусловно, были для нас больше чем просто писатели. Владимир Короткевич вернул нам нашу историю через образы. Он подавал историю романтически и вызывал к ней интерес. Его «Земля под белыми крыльями» – это лучшее, пожалуй, что написано об истории Беларуси в советское время. Василий Быков первым сказал правду о войне, он один из столпов белорусского возрождения, возрождения государственности. Более последовательного борца за право белорусов «людьми зваться», на мой взгляд, в последние десятилетия у нас не было. Шагал может считаться героем в том смысле, что он, наш земляк, является одним из основателей модернизма. Владимир Ковалёнок? А почему тогда не Пётр Климук, который был первым белорусом, полетевшим в космос и ставшим Героем Советского Союза?
– То есть результаты опроса свидетельствуют о том, что мы по-прежнему недостаточно знаем свою историю и ее героев и являемся нацией с выхолощенным национальным сознанием?
– Я бы сказал, что мы все еще нация с до конца не сформировавшимся национальным сознанием. В начале 90-х годов прошлого века, когда появились первые учебники по истории Беларуси, написанные профессиональными историками, возникало много вопросов, потому что даже преподаватели истории практически ничего не знали о Витовте, Гедимине, Миндовге, Рогнеде. Первым, кто начал популяризировать исторические образы прославленных белорусов в художественной литературе, был Леонид Дайнеко («Меч князя Вячкi», «Жалезныя жалуды»). И все-таки того, что делается сегодня для национального просвещения, видно, недостаточно. Многие знаковые, ключевые для истории нашей страны фигуры оказались не названными вашими респондентами.
В КАЖДОМ ВЕКЕ – СВОИ ГЕРОИ
– А кого из исторических личностей, на ваш взгляд, должен знать каждый белорус? Кто является безусловным национальным героем?
– Ранжировать исторических персонажей сложно, потому что они жили в разные эпохи, при разных государственных политических устройствах, разных экономических укладах, культурных влияниях и т.д. Ни один исторический персонаж не существует вне исторического контекста, вне своего времени. Нельзя сравнивать Всеслава и Кастуся Калиновского. Для каждой эпохи я выделил бы своих героев. Кого конкретно? Для X века исключительной фигурой стала княжна Рогнеда. У нее были убиты отец, 2 брата, мать, ее силой заставили стать женой новгородского, а впоследствии киевского князя Владимира. И эта женщина, имея четырех сыновей и двух дочерей, нашла в себе силы отомстить Владимиру за то, что «отца моего убил, землю взял в плен, а теперь не любишь ни меня, ни детей наших». То есть превыше всего в ней говорили не личные обиды, а боль за Отечество, за родную землю.
В XI веке выделил бы личность князя полоцкого Всеслава Брячиславовича. При нем на наших землях образовалось первое государство, были определены его границы, установлена сильная власть, распространялось принятое христианство, построен первый в Беларуси каменный храм – Полоцкий Софийский собор. Самыми выдающимися для XII века считаю князя Глеба Всеславовича Менского, который продолжал политику своего отца, противостоял Киеву, а также таких духовных лидеров, как Евфросиния (Ефросиния) Полоцкая и Кирилл Туровский, оказавших влияние на культуру всей Восточной Европы. Кирилла Туровского знают лучше, потому что после него осталось письменное наследие. А об Евфросинии Полоцкой мы знаем только то, что написано в ее «Житии». Но сохранились свидетельства того, что она имела печать, то есть обладала реальной властью, она руководила строительством Спасо-Преображенской церкви, сохранившейся до сих пор. Но главное, она совершила духовный подвиг, когда в конце жизни ушла в Палестину поклониться святым мощам. И после смерти ее мощи, ее имя стали символом страны. Мощи Евфросинии Полоцкой были единственными женскими мощами, которые хранились в Киеве в Печерах.
Из XIII века стоит выбрать, наверное, Миндовга как первого князя, короновавшегося в Новогрудке; полоцкого князя Вячку, Вячеслава, который сжег свой город Кукенойс, чтобы не отдавать его крестоносцам, а потом погиб, защищая союзный город Тарту. А еще Гедимина и, пожалуй, Давида Городенского – великолепного полководца, руководителя Гродненского гарнизона, который своими походами приводил в страх Ливонский орден крестоносцев и Западную Европу. Крупнейшими историческими фигурами XIV-XV веков являются князья Ольгерд и Витовт. Витовт – совершенно фантастическая личность для нашего государства. Если бы не он, Беларусь сегодня была бы провинцией Польши. Достаточно прочитать поэму Миколы Гусовского «Песня про зубра», чтобы представить себе мощь этой личности. В XVI веке не обойти Льва Сапегу. Это время Речи Посполитой с 1569 года, но ВКЛ со своим Статутом уже существует. Имя Льва Сапеги неразрывно связано со Статутом 1558 года – первой европейской Конституцией, подобной которой ничего в том периоде не было. Все пользовались римским правом.
В XVIII веке – много людей, которых героями, возможно, назвать нельзя, но определенный имидж страны, ее культурную ауру они формировали. Это и Огинский, и Радзивиллы, и другие представители шляхты. С XVI по XVIII век Радзивиллы и Сапеги накапливают в нашей стране огромные художественные ценности, бльшая часть из которых, увы, сегодня находится в зарубежных музеях.
XIX век – это, конечно, Кастусь Калиновский. Кроме того, я бы вспомнил такую личность, как Эмилия Плятер, ставшую прообразом кавалер-девицы для фильма «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова, которая, сражаясь с царскими войсками в восстании 1830-1831 годов, была командиром полка. Очень значительная для белорусов фигура конца XIX – начала XX века – Ефим Федорович Карский, академик Российской академии наук, автор исторической монографии «Белорусы», где впервые написал, что белорусы – это самостоятельный народ.
Национальными героями XX века лично я бы назвал лидеров белорусского национального возрождения, тех, кто пытался после развала империи в 1917 году создать свое государство. И прежде всего братьев Антона и Ивана Луцкевичей, выступивших тогда с конкретной программой обретения независимости. А еще в сознание каждого белорусского патриота, я убежден, должно войти имя Вацлава Ластовского – писателя, поэта, литературоведа, архивиста, политика. Более полного описания письменных источников, выходящих на белорусских землях и связанных с ними, чем в его труде «История белорусской (кривской) книги» («Гісторыя беларускай (крыўскай) кнігі») (1926 год), не существует до сих пор.
– А что можно сказать о фигурах советского периода, в честь которых когда-то были названы улицы?
– Лично я – за их переименование. Называть улицу именем Кнорина, который заявлял, что такого народа, как белорусы, не существует, или Мясникова (Мясникяна), который дал добро на разгон Всебелорусского конгресса и тем самым помешал созданию в 1918 году белорусского самостоятельного государства, или Калинина, который не имеет к Беларуси ровным счетом никакого отношения, совершенно неоправданно. Вот имя летчика, подполковника, первого Героя Беларуси Владимира Карвата, ценой собственной жизни не допустившего гибели мирных людей в 1996 году, должно остаться в памяти, и хорошо, что в его честь названа улица. Но должны появиться улицы Василя Быкова, Евфросинии Полоцкой, Вацлава Ластовского, памятники Миндовгу, Льву Сапеге и другим.
Ну, что – добавить собственно нечего. Кроме того, что, скажем, к личности Кастуся Калиновского среди самих белорусских историков весьма неоднозначное отношение. Да и вообще он не Константин, а Викентий-Константин – имя “Кастусь” было задействовано советскими историками именно для того, чтобы представить его в качестве вождя “мужицкого”, а не “шляхетского” восстания: как же может быть у мужика имя – Винсент. Пассионарий, блин…
А Миндовг – тот вообще три раза вероисповедание менял и имел такое же отношение к современной Беларуси, как и к современной Литве: стационарный бандит.
Пётр Машеров, “который заслуженно не забыт”? В том-то и дело, что забыт или будет забыт… В современных учебниках истории ему едва ли один абзац текста посвящён, а проспект его имени, как известно, сдвинут – и хорошо, что хоть не на окраину, как Скорина и Иван Варвашеня (улица которого уехала на б. Енисейскую). В то же время, как говорят, именно при Машерове была закрыта последняя белорусская школа. Так что какой он белорусский, он – советский герой!
Хотя, с другой стороны, для консолидации нации нужны национальные герои, и поскольку история – это концепции историков, они её придумывают, то и национальных героев почему бы не придумать? Хотя лично я – за историческую правду …
Комментариев нет:
Отправить комментарий