вторник, 23 сентября 2008 г.

Почитано: «Эскадроны жизни»… История «правого»радикализма на Беларуси : от первого лица


Лидер незарегистрированного «Правого альянса» Юрий КАРЕТНИКОВ рассказал корреспонденту «БелГазеты» об истории белорусского экстремизма. Интервью было дано в связи с начавшимся преследованием бывших членов белорусских националистических организаций, давно прекративших своё существоание. Последних попытались обвинить в подготовке и проведении «теракта» в Минске 3 июля 2008 г. Об этом я уже писал тут, тут, тут и тут

Давно обещал этот материал «выложить»

Впрочем, не вполне оригинальный – интервью превращено в «прямую речь» … Кажется, оно от этого только выиграл … Плюс мои собственные комментарии, которые, полагаю, кому-то могут испортить удовольствие от чтения. Для последних снова ссылаюсь – на оригинал

«После обретения Беларусью независимости здесь начали формироваться националистические организации на идейной почве белорусских националистов начала и середины XX в. По некоторым аспектам БНФ занял недостаточно внятную позицию, и в 1993г. появились более радикальные группы. В частности, «Правый реванш», Белорусская партия свободы (БПС) Сержука Высоцкого, «Белорусская самопомощь», зарегистрированная Белорусская национальная партия. Можно отнести сюда БЗВ. Кстати, в то время в БЗВ пресс-секретарем был Шейман»

  • БЗВ –это "Беларускае згуртаванне вайскоўцаў", членом которого и вправду был одно время будущий «большой человек» Шейман; теперь, наверное, «маленький человек», снятый со всех постов, но – такие люди просто так не уходят!

«На базе БЗВ была создана группа под названием «Драбы» (ст.бел. - рыцари). Лидером стал Сергей Числов. Эти «Черные драбы» в основном занимались охранными функциями, имели свое охранное агентство. Они стали костяком организации «Белый легион». Во время «Чарнобыльскага шляху» в 1996г. по их приглашению в Беларусь приехали украинские националисты из УНА-УНСО. Тогда при заступничестве международных правозащитников белорусских активистов, в т.ч. Числова, отпустили, а вот украинцам пришлось мотать срок по 2-2,5 года»

  • Если кто-то не помнит – для тихой, вполне мирной Беларуси произошедшее 26 апреля 1996 г. стало «шоком». Перевёрнутые машины, сдвинутые со своего пути автобусы… Крепко сбитые молодые парни, превратившие древки национальных флагов в боевое оружие (а так и задумывалось, - эра удочек в качестве такого гуманного способа поддержать на весу/высоте национальный флаг ещё не наступила)… И ОМОН, направо и налево крушащий ПР-73 толпу… По большому счёту, кажется, бузу затеяли «хохлы» , но, как водится, «огребли» по полному счёту хозяева… Потом ещё несколько дней по ВУЗам членов партии-заявителя (БНФ) отлавливали …

«В Беларуси действовала серьезная организация «Край»», которая «имела базы во многих лесах Беларуси, они были вышколены по системе «лесных братьев», партизан УПА. Думаю, несколько тысяч человек в то время через эти лагеря прошли…»

  • По словам г-на Каретникова, в случае вступления Беларуси в Россию вся эта структура могла быть активирована… Но… Работать приходилось по-малому …

«Нас не удовлетворяло, что в Минске легально действовали российские профашистские организации, в частности РНЕ. Они вместе с милицией патрулировали районы, охраняли дискотеки, свастика висела на каждом заборе. Я со своей группой присоединился к БПС Высоцкого, но в 2000г. произошел раскол…»

  • Об этом я тоже писал, про их активное противодействие срастанию органов МВД и РНЕ, и вот так писал: «они всё же выступили, когда в каком-то богом забытом ДК, где-то на богом забытом Матусевича, и выступили против планировавшегося появления Э. Лимонова; при этом противодействовать выступлению Эдички Лимонова собирались не из каких-то филологических соображений, или там литературоведческих,
    они пришли
    воевать (!) с теми политическим силами, которые, с одной стороны, представлял, Эдичка, с другой – которые ему сделали ангажемент в Минске. В последнем случае это был т.н. "Славянский собор "Белая Русь"… а РНЕ выступало в качестве их, "собора", "боевой группы" …»

«В 90-е гг. некоторый радикализм в действиях проявлялся: завязанные лица, столкновения с милицией, кто-то ходил в камуфляже с нашивками «Погоня». Эта был элемент эпатажа и романтики… - Сегодня камуфляж, берцы, военные атрибуты можно оставить националистам прошлого столетия. Сегодня националисты - молодые образованные люди, участвующие в политической жизни государства… У наших соседей организации, которые наша власть считает деструктивными, очень органично встроены в систему власти…»

«Бывшие экстремисты превратились в буржуа, имеющих бизнес в Москве… И не только в Москве. Многие ребята открывают кафе и рестораны, кто-то гонял машины, кто-то стал первоклассным татуировщиком. Но все они в час «Х» готовы объединиться… «Правый альянс» имеет формат клуба друзей, которые знают друг друга 10-12 лет, породнились: кто-то крестный, кто-то свидетель на свадьбе. .. Мы не милитаристская организация, скорее культурно-просветительная. После того как «Белый легион» ушел в тень, в рядах оппозиции почти не осталось нормальных, крепких ребят, которые могли бы выполнять административные функции во время массовых мероприятий. Порядка 60 наших занимались охраной конгресса ОДС. Сейчас готовимся к участию в избирательной кампании, буду выдвигаться кандидатом от демсил. Во время недавних событий я отсутствовал в Беларуси - возможно, потому до сих пор на свободе…»



Комментариев нет: