воскресенье, 8 апреля 2012 г.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ и КП | Говядина становится «предметом роскоши»? А почему тогда дорожает свинина?

В самом деле, в магазины заходить иногда нет желания, а есть одна сплошная необходимость, необходимость что-то есть. Цены изменяются (хоть на чуть-чуть) еженедельно, порой – ежедневно (это когда нечаянно “попал” в “пограничье” между соответствующими неделями: “накануне” и “после” подорожания Подмигивающая рожица), что не может не пугать. 

Давеча с друзьями в пивной бар сходили, следуя еженедельной традиции, так все отметили, что каждую неделю любимый пенный напиток по 1 тыс. бел. рублей прибавляет. При том, что бар всегда славился своей относительной “бюджетностью”. Куда уже ?!

Впрочем, не пивом единым, а мясом жив человек Подмигивающая рожица, а с ним-то как раз и проблема, поднятая очень вовремя, хотя и независимо друг от друга, авторами  “Обозревателя” и “Комсомольской правды в Белоруссии”.

image

Цены на мясо с каждым месяцем всё больше нас поражают, пишут авторы белорусского еженедельника “Обозреватель”, что, впрочем, мы и сами заметили. И добавляют, что “если, по данным Белстата, отмечается хотя и постоянный, но несильно пугающий рост – например, за 20 дней марта мясо в среднем подорожало на 0,2-1,1 процента, – то цена на говядину на прилавках магазинов дошла до предела (или беспредела?) – более 140 тыс. за килограмм длиннейшей мышцы”.

“Все охлажденное и замороженное мясо – свинина и говядина – входит в перечень социально значимых продуктов, – пишут авторы “Обозревателя”, – предельные отпускные цены на которые устанавливает государство. Например, «социальная» цена говядины первой категории – 18 107 рублей за килограмм, свинины второй категории – 17 458 рублей за килограмм. Но где купить мясо по таким ценам?”

При чём это тем более удивительно, что в странах-соседках местами цены даже ниже, при том, что, как мы можем предполагать, уровень доходов у населения там даже выше. 

Авторы “Обозревателя”, чтобы не быть голословными, даже привели сравнительную табличку цен на мясо в Беларуси и сопредельных государствах. Сравнение, как легко, заметить, не в пользу нашей страны. И не стоит обращать внимания на левый (низший) предел белорусской цены – это “социальное” мясо, которого в наших магазинах всё меньше, и найти его, соответственно, всё сложнее. Даже для многоопытных “бабок” с их неограниченным временем для поиска и “стояния” в очереди это мясо вместе с “бюджетным” творогом порой оказывается недоступно. 

кг мяса

Чем объяснить такие цены? Совершенно естественно этим вопросом задались и журналисты. В итоге корреспондент «Обозревателя» побеседовал с заведующим сектором ценообразования Института системных исследований в агропромышленном комплексе НАН Беларуси Виктором КАРПОВИЧЕМ.

– Каждая область устанавливает свои предельные минимальные закупочные цены. Крупный рогатый скот (КРС) закупают живым весом, например, по 13 700 рублей за килограмм, убойным – приблизительно по 20 тыс. за килограмм. А реализовать должны по 18 тыс. рублей. Постановление, регламентирующее предельные отпускные цены, принято еще в сентябре прошлого года, и по сей день его не пересматривали. Выходит, что закупили дороже, чем продали, – вот и минусовая рентабельность…

Примерно то же самое корреспонденту «Обозревателя» рассказал и заместитель руководителя одного из мясоперерабатывающих предприятий страны:

По нашим данным, рентабельность поставок говядины на внутреннем рынке доходит до минус 50%, по свинине – минус 35%… Себестоимость килограмма говядины в полутушах составляет около 35 тыс. рублей за килограмм, свинины – около 28 тыс. А отпускная регулируемая государством цена на свинину и говядину в полутушах – 17-18 тыс. рублей за килограмм. Разве это нормально?..

Тем временем, Викт. Карпович продолжал:

… если поднимется отпускная цена – следом за ней может вырасти и розничная в торговой сети. Не думаю, что сильно, так как сегодня по ценам на мясо мы уже догоняем наших соседей. Я говорю о Литве, Украине и Польше, а не о России и Казахстане – от наших партнеров по ЕЭП мы еще сильно отстаем в ценах. Например, тонна свинины (убойный вес) в 20-х числах марта в Беларуси стоила 2,6 тыс. долларов, на Украине – 1,9 тыс., Польше – 2 тыс., а в России – 4,5 тыс., Казахстане – 4,3 тыс. И мы в любом случае пока вынуждены подтягивать цены именно в рамках ЕЭП…

Впрочем, мясокомбинаты научились и “хитрить”, переводя мясо под теми или иными поводами из разряда “социального” в разряд “не регулируемого” государством. Впрочем, как мы уже предположили однажды, всё это происходит не без ведома местных властей, которые так пытаются поправить дела собственных (подчинённых) производителей, или же при их полном бездействии. Впрочем, госорганы республиканского уровня тоже не больно-то активничают в сфере контроля. Понимают, наверное, положение мясопроизводителей. Впрочем, о хитростях…

–  Если мясокомбинат переработал тушу и назвал кусок не «Мясом свинины охлажденным», а «Полуфабрикатом «Вырезка свиная» или «Полуфабрикатом мясным натуральным из свинины «Филейная часть традиционная» – все, под ценовое регулирование такой продукт уже не попадает. Помимо этого, мясокомбинаты сейчас стараются максимально уходить от мяса в разрубе – они производят стейки, шашлык, колбаски, котлетное мясо, гуляш и т.д. Если добавить к мясу хоть какой-то ингредиент – специи, маринады, сою (например, в фарш) и т.д., – отпускная цена на него также станет свободной. Сложно найти лазейку лишь в случае с разрубами – они однозначно подпадают под регулирование. Наверное, именно поэтому такое мясо практически не встречается на прилавках магазинов. Нет его и в прайсах мясоперерабатывающих предприятий – потенциальным партнерам невыгодные для производителя «социальные» потушные свинина и говядина не предлагаются.

Впрочем, “Комсомольская правда” и с этим поспорила, потому как нет предела человеческой выдумке. Особенно если на “кону” экономическая эффективность, за которую семь шкур снимают на “селекторах”, да и, наверное, ответственность перед своими же работниками, домашние которых тоже кушать хотят. Причём тоже мясо, ха-ха…

–  Оказывается, мясокомбинаты придумали как выкрутиться из тисков госрегулирования, – констатируют авторы “КП” в материале “Почему дорожает свинина?” вслед за своим же утверждением, что “в столичных магазинах мясо на кости с салом уже стоит 43 тыс. рублей – это на 40% больше, чем пару недель назад”.Попросту стали рубить свинью  не на половину или трети (здесь цены регулирует Минэкономики), а на неподвластные контролю четвертинки. Называют это мясокостным полуфабрикатом и устанавливают уже произвольную отпускную цену.

И приводят свою справку, что “средние цены на свиные полутуши” у мировых производителей, а это Канада, Дания, США и Бразилия, “сейчас (по данным портала emeat.ru) менее $2 за килограмм, читай, 16 тыс. рублей. Для сравнения, средняя цена на свиные полутуши российского производства составляет $4,52 за килограмм. По данным наших производителей, себестоимость производства килограмма свинины в Беларуси – $3,25”. Что, впрочем, подтверждает выводы академических специалистов.

Считаю, – сказал в итоге Карпович, – что для белорусского потребителя с учетом интересов производителей оптимальной была бы цена в 50-60 тыс. рублей за килограмм свиного мяса и 70-80 тыс. за кило говядины. Сегодняшние розничные цены для населения достигли своего морального и платежеспособного предела… Реальный [же] диапазон розничных цен на говядину сегодня – 20-100 тыс. рублей за килограмм, на свинину – до 90 тыс. за килограмм. И почему так получается, я объяснить не могу: даже мне не совсем понятен механизм таких накруток. Можно предположить, что астрономические цены на некоторые куски мяса объясняются тем, что магазины выкладывают их на прилавок как продукцию собственного производства – кулинарные полуфабрикаты. А это не подпадает ни под какие ограничения в ценообразовании.

Комментариев нет: